Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Чистейший лотос истины - Страница 3

Ну вот, например, само название религии — ислам — почти всегда переводят как «покорность». Хотя более точно было бы сказать «предание», «отдание себя (Аллаху, вере в Аллаха)», отсюда — муслим (мусульманин, «отдавший себя»). Чувствуете, какая значительная смысловая разница? Кстати, устаревшее русское название «магометанство», иногда употребляемое и до сих пор, происходит от искаженного имени пророка Мухаммада — Магомет, позаимствованного у народов Кавказа.

С переводами на русский исламу вообще не повезло: так, например, традиционное арабское приветствие «Ас-салам алайкум!» всегда переводят как «Мир вам!», хотя его истинное значение «Да пребудет на вас благодать (Аллаха)!» Обязательная при каждом упоминании посланника Аллаха формула «Салла Аллах алайхи ва сал-лам!» обычно переводится как «Да благословит его Аллах и приветствует!», хотя более точно (и лексически, и по смыслу) говорить: «Да пребудут на нем благословение и благодать Аллаха!» и Т. Д. и т. п.

Или вот одно давнее заблуждение о последователях ислама. Почему-то считается, что в ходе завоеваний жестокие арабы-мусульмане (отсюда устаревшее русское «басурман») огнем и мечом сметали все на своем пути, нещадно расправляясь с неверными... Но на самом деле все происходило со-верщенно иначе! Тогда как в средневековой Европе на костре сжигали даже за незначительное уклонение от христианских догм, в государствах ислама в это же время рядом с мусульманами довольно мирно жили «люди Писания», как звали здесь христиан и иудеев. Они, правда, должны были платить в казну особый налог за веротерпимость, но уничтожать их никто и не думал...

Начиная рассказ об исламе, заметим, что этой самой молодой из трех мировых религий повезло больще других: если историки христианства и буддизма кропотливо собирают обрывочные сведения, нередко пытаясь по косвенным данным восстановить картину становления этих вероисповеданий, то исламоведы располагают огромным массивом имен, фактов и дат.

Но вернемся на четырнадцать столетий назад, в конец VI века нащей эры. Именно тогда, в 570 году, в одной из семей аравийского племени курай-шитов родился Мухаммад — пророк и посланник Аллаха, основатель и глава первого мусульманского госу-

Es'j<S>b}S5ii->2('>yCiAj?.'ii'iJ

S$;  ,

Е<ЗНі»>‘4е~ё<^йі V1 '*!•'. ii« ;ji:i0iA:s:!i3?,ai;^in

;UiV<^ Ь

Ь

UJl.

Страницы Корана

Дарства. (Заметим, что никто и никогда — за исключением неуклюжих попыток советских историков в 30-е годы — не пытался оспаривать историчность этой личности.) Племя ку-райшитов обитало в Мекке — крупном торговом городе и культовом центре на западе Аравии: здесь находился языческий храм Кааба (по-арабски — куб), в стены которого были вмурованы священные камни, а внутри помещались идолы аравийских племен.

Сведения о жизни и деятельности Мухаммада, особенно о раннем периоде, обильны, но весьма ненадежны. И причина этого, по словам одного из ведущих российских арабистов О. Г.Большакова, не в том, что они фальсифицированы: «Подавляющая часть их... достоверна в той степени, в какой достоверны любые воспоминания очевидцев... События, о которых по памяти рассказывали сподвижники Мухаммада, в больщинстве случаев достоверны в том, что событие действительно имело место, его не выдумали, но оно могло быть неверно датировано абсолютно или относительно другого, могли быть перепутаны действующие лица. Словом, мы находимся в таком же положении, как следователь из детективной истории, которому каждый очевидец дорожного происшествия добросовестно называет другой цвет и марку скрывщегося автомобиля...»

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.