Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Чистейший лотос истины - Страница 9

Шесть лет бродил Гаутама по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и отшельниками, вел строгий аскетический образ жизни. Убедившись, что насилие над плотью и ее умерщвление ведут к угасанию разума, он отказался от аскезы. К тридцати пяти годам он почувствовал близость истины и погрузился в медитацию, в состоянии которой пребывал без еды и питья, по одной версии, четыре недели, по другой — семь. Медитируя, Гаутама и стал Буддой — просветленным, которому открыты все законы мироздания. Сорок пять лет ходил Будда по Индии и проповедовал свое учение. Он ушел из жизни восьмидесятилетним.

История раннего буддизма всегда отслеживается по канонам, где содержатся сведения о религиозных соборах — сангити, периодически восстанавливавших чистоту этого учения. Сразу же после смерти Будды сопровождавшие его ученики (500 человек) провели первое сангити, на котором вспомнили все подробности жизни Учителя, утвердили устав поведения монахов (Виная-питака — «Корзина с уставом») и свод его высказываний и проповедей (Сутра-питака — «Корзина с учением»), включившим, по одной версии, 80 тысяч, по другой — 84 тысячи повествований. Все монахи, за исключением одного по имени Пу-рана, признали достоверность сводов, то есть канонизировали их.

Прошло сто лет. Небольшие буддийские общины возникли во многих местах Индии. Вновь начались разногласия между ортодоксальными - монахами, убежденными, что знание учения Будды и есть просветление, и сторонниками Пураны, считавшим просветление результатом постижения тайн одухотворенной природы, из которой появляются будды. Спорщики собрались в городе Вайшали на второе сагнити. Здесь произошел окончательный раскол между ними. Ортодоксальные монахи стали Называть себя тхеравадинами, а их противники — махасангиками. Словос< «махасангика» означает «принадлежащий к великому сангити», объединяющему монахов и мирян. Взгляды махасангиков легли в основу махаяны — наряду с тхерава-дой одного из двух основных направлений буддизма.

Важнейщую роль в становлении буддизма как мировой религии сыграл Ащока — властитель империи Мау-рьев (занимавшей почти всю Индию и часть современного Афганистана), который правил в 268—231 годах до нашей эры. Еще наследником престола он познакомился с учением Будды и объявил себя его светским последователем. При содействии Ашоки в городе Паталипутре (ныне Патна) было проведено третье сангити, на котором преобладали тхеравадины. Они сумели убедить императора в истинности своего понимания наследия Будды, а всех несогласных изгнали из сангхи — монашеской общины (около 60 тысяч «еретиков»). На третьем сангити в канон был включен новый раздел Кат-хаваттху («Сказание об истине»), где излагаются учения 18 щкол буддизма и утверждается правота взглядов тхерава-ды. Кроме того, было решено направить буддийских миссионеров в Кашмир и Гандхару (район Пешавара, Пакистан), в страну ионов (эллинское государство на территории Северной Индии), в княжества Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на остров Ланка (Шри-Ланка).

Четвертое сангити состоялось во II веке нашей эры в Кашмире и Гандхаре

Золотой Будда

ПОД ЭГИДОЙ кушанского царя Каниш-ки. Последователи тхеравады отказались принимать участие в этом соборе, на котором была одобрена новая редакция Винаи и канонизированы комментарии к Винае, Сутре и Абхидхар-ме (Высокой дхарме). Таким образом был создан санскритский канон. Все санскритские тексты для сохранности были записаны на медных листах и замурованы в построенной в честь этого сангити ступе — культовом сооружении. Именно в период правления Канишки появились письменные версии таких важнейших буддийских трактатов, как Махавасту, Лалитавис-тара, Аваданасатака, Дивьяавадана, Ланкаватара, Саддхармапундарика, Праджняпарамита и другие.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.