Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дипломатический словарь - Страница 10

Ответственность за А. В современном международном праве твердо установлен принцип ответственности государств за А. Эта ответственность является политической, когда государство за совершение А. подвергается, наир., тем или иным ограничениям суверенитета, полной или частичной демилитаризации. Обычно агрессор песет также материальную ответственность за ущерб, причиненный его действиями, к-рая выражается в уплате репараций, в обязательстве осуществить реституцию н т. п. Лица, виновные в планировании, подготовке, развязывании или осуществлении А., несут уголовную ответственность. Уголовную ответственность несут также лица, совершившие в ходе А. преступления против человечности.

Псе эти формы ответственности государства за А. были практически применены к странам, являвшимся агрессорами в период второй мировой войны, и к их союзникам. Ответственность этих стран и лиц, виновных в подготовке и осуществлении А., была определена в таких актах государств антигитлеровской коалиции, как Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства (1943), решения Крымской и Потсдамской конференций (1945), Уставы Нюрнбергского (1945) и Токийского (1946) международных трибуналов.

Определение А. Инициатива разработки определения А. принадлежит советской дипломатии. 6.11 1933 на конференции по разоружению советская делегация внесла декларацию об определении нападающей стороны (агрессора), согласно к-рой нападающим в международном конфликте должно признаваться государство, к-рое первое совершит одно нз следующих действий: объявит войну др.

Государству. вооруженные силы к-рого, чотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию др. государства, сухопутные, морские или воздушные силы к-рого бомбардируют территорию др. государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда этого последнего; сухопутные, морские, воздушные силы к-рого будут высажены или введены в пределы др. государства без разрешения правительства последнего или нарушат условия такого разрешения, в частности в отношении времени или расширения района их пребывания; к-рое установит морскую блокаду берегов или портов др государства.

Несмотря на возражения со стороны Англии, не желавшей связывать себя определением А., а также Германии, Италии и Японии, опасавшихся, что определение А. может явиться препятствием для осуществления их агрессивных замыслов, Комитет по вопросам безопасности конференции по разоружению в основном принял советское предложение в виде акта об определении нападающей стороны. Но так как конференция, зайдя в тупик в вопросе о разоружении, прекратила свою работу, по этому акту не было принято окончательного решения

Акт об определении нападающей стороны лег в основу Лондонских конвенций об определении А., заключенных СССР в 1933 с 11 государствами. Многие положения, содержащиеся в этом акте, были воспроизведены также и в ряде др междуна родных соглашений; Саадабадском пакте 1937, Межамериканском договоре о взаимной помощи 1947. Пакт о Балканской Антанте 1934 прямо отсылает на определение А., содержащееся в Лондонских конвенциях.

Т обр.. основанное на советском предложении определение А. получило широкое международное признание.

По инициативе СССР вопрос об определении А. был поставлен в ООН и обсуждался иа V (1950), VI (1951), VII (1952), IX (1954) и XII (1957) сессиях Генеральной Ассамблеи. Этим вопросом занималась Комиссия международного права (1951) и специальные комитеты, созывавшиеся для этой цели (1953 и 1956) После десятилетнего перерыва XXII (1968) сессия Генеральной Ассамблеи приняла резолюцию о создании вновь специального комитета по вопросу определения А.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.