Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дипломатический словарь - Страница 9

С 25.Х 1950 китайские добровольцы приняли участие в борьбе корейской Народной армии против интервентов. 25.ХІ корейская Народная армия п части китайских народных добровольцев перешли в контрнаступление по всему фронту. К концу декабря 1950 вся северная часть страны была освобождена от войск агрессоров.

Борьба дипломатии Советского Союза и других социалистических стран в защиту КНДР, их большая поенная и экономическая помощь содействовали победе корейского народа над интервентами.

Военные неудачи и обнаружившаяся бесперспективность войны в Корее углубили разногласия среди стран — участниц интервенции и обострили внутренние противоречия в правящих кругах США. Неоднократные попытки США увеличить количество войск др. стран в Корее были безуспешны. В то же время империалистическая агрессия в Корее вызывала все большее возмущение миролюбивых народов, в особенности в странах Азин. Предложения КНДР и СССР о прекращении войны в Корее нашли отклик у международной демократической общественности. Решительная позиция Советского Союза и других социалистических государств, военные поражения, требования прогрессивной мировой общественности вынудили США пойти на переговоры (см. Кэсонские и Паньмыньчжонские переговоры). Они длились более двух лет и завершились подписанием

27.V1I 1953 соглашения о перемирии в Корее. Вопрос о мирном урегулировании в Корее обсуждался на Женевском совещании 1954.

Единство всех стран социалистического содружества в деле оказания отпора агрессору явилось одним из основных факторов поражения американского империализма в агрессивной воине против КНДР.

АГРЕССИЯ — нападение одного государства на другое. Понятие А. включает в себя признак инициативы и умысла, означает нападение, совершенное каким-либо государством первым. Поэтому действия государства, подвергшегося нападению и дающего в порядке самообороны вооруженный отпор агрессору, хотя они могут выражаться и в ведении наступательных операций, не рассматриваются как А. Аналогичным образом не рассматривается как А. применение вооруженной силы в порядке осуществления санкций против агрессора, предусмотренных Уставом ООН. В международно-правовой доктрине и практике существуют также понятия косвенной А., экономической А., идеологической А.

Запрещение А. Впервые идея запрещения А. была выдвинута и сформулирована как важнейший международно-правовой принцип в Декрете о мире, подписанном В. И. Лепиным 26 октября (8 ноября) 1917. Попытки запретить А. и объявить ее международным преступлением были предприняты Лигой наций. Указания иа запрещение и преступность А. содержались в проекте договора о взаимной помощи от 15.VII 1923. составленном одной из комиссий Лиги наций, и в Женевском протоколе от

2.Х 1924 о мирном разрешении международных споров. Оба эти документа, однако, не получили обязательной силы, хотя сыграли известную роль в утверждении в международном праве принципа запрещения агрессии. 24.IX 1927 Ассамблея Лиги наций приняла специальную декларацию, в к-рой заявлялось, что «всякая агрессивная война является и остается запрещенной» и «составляет международное преступление».

Практическое значение этой декларации, однако, сводилось иа нет тем, что основной акт Лиги наций — ее Устав — не только не содержал положений, предусматривавших прямое запрещение А., но в ряде своих статей (12, 13 и 15) допускал обращение к войне со стороны государства, находящегося в споре с др. государством, если оно выполнит нек-рые формальные требования. А. признавалось лишь нападение, совершенное «в нарушение Устава».

Многосторонним договорным актом, устанавливавшим запрещение А., являлся подписанный 27.V11I 1928 Келлога — Бриана пакт об отказе от войны как орудия национальной политики.

В современном международном праве запрещение А. приобрело значение общепризнанного н обязательного для всех государств принципа.

Устав ООН обязывает ее членов разрешать все свои споры только мирными средствами, не допуская, в отличие от Устава Лиги наций, никаких исключений нз этого принципа, н воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства или каким-либо др. образом, несовместимым с целями ООН. Согласно Уставу применение государством силы может иметь место лишь при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН (ст. 51), или но решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39, 42, 43, 48), а также против бывших вражеских государств периода второй мировой войны с целью пресечь возобновление агрессивной политики со стороны таких государств (ст. 53, 107). Уставы Нюрнбергского н Токийского международных военных трибуналов закрепили юридическую квалификацию А. как тягчайшего международного преступления. Почти в идентичных формулировках оба эти акта установили, что «развязывание или ведение агрессивной войны» является преступлением против мира. Принципы, нашедшие выражение в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11.Х11 1946.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.