Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Для холодного рассудка - Страница 5

Леса воистину чарующими.

Во времена путешествия Томсона по стране кикуиЮ горы Абердэр так сильно не выделялись среди своего окружения, как сейчас. Кажется, будто попадаешь на остров, изолированный в географическом и экологическом отношениях. И все же на меня, как и в свое время на Томсона, огромное впечатление произвели волнистые контуры холмов и разнообразные оттенки зелени в горах Абердэр. Томсон тоже восхищался густой темной зеленью лесов на крутых склонах и светлыми травяными коврами на прогалинах.

Горный хребет венчается рядом платообразных по-верхностеи, что, по выражению Томсона, «придает ландшафту впечатляющее величие'> (Thomson, І885). После того как он пробрался сквозь чащу леса, достиг бамбукового пояса и вышел к вересковым зарослям на холодных высоких плато, вершины гор Абердэр показались ему изолированными друг от друга. Конечно, можно' согласиться с Томсоном в том, что плато впечатляют, но, по-моему, лес захватывает воображение целиком, манит ' к себе, обостряет восприятие окружающего мира.. ' ¦ '

И Томсон, и я были загипнотизированы пустынным, нетронутым величием природы, но это впечатление, как оказалось, обманчиво. Здесь до нас побывало немало людей и произошла масса всевозможных изменений.

В каменном веке, когда климат был теплее современного, люди жили на склонах гор Абердэр и Кения на высотах до 2000—2500 метров, тогда как теперь там нет постоянных поселений. Такое проникновение людей в горы обычно объясняют тем, что в жаркие и сухие периоды, сменявшие влажные и холодные (соответствовавшие оледенениям Северного полушария), озера на африканских равнинах полностью или частично пересыхали и люди заселяли горные местности, где выпадало больше осадков и сохранялись постоянные водотоки.

Согласно сведениям самих кикуйю, вероятно, в конце каменного и в начале железйого века в горах Кении существовали поселения людей, известных под названием «гумба». Жили они в крытых землянках или в пещерах, отличались низким ростом и отталкивающими чертами лица. По мнению Сони Коул (Cole, 1954), это могла быть группа первобытных охотников, оттесненных в 'Горные леса и на верещатники кикуйю, захватившими окружающие территории примерно 800 лет назад.

' Любопытно отметить, что в устных традициях кикуйю до сих пор сохранилась легенда об этих низкорослых охотниках, которых нельзя смешивать с доробо, живущими в пещерах Кении и Танзании. Кроме того, имеются описания бегущих маленьких людей с цримитивными луками и стрелами. Подобные орудия не изготовлялись никаким другим племенем,- обитавшим в данной области, кроме гумба. Возникают самые смелые догадки, что эти низкорослые люди могли быть самой восточной группой пигмеев. ^

Джон Бойес, англичанин, появившийся в северной части страны кикуйю в конце XIX века, где до^ него еще не было контроля англичан, и установивший связи с вождями, впоследствии выпустил книгу (Boyes, 1911), в .которой пишет, что кикуйю рассказывали ему о нцзко-рослых охотниках, населявших леса и называвшихся масвач-ванья. Существует легенда о том, что они ушли п0д Землю и живут там как гномы и что женщина из племени масаев, с которой плохо обращался муж, убежала к ним и стала там жить. От нее пошли нынешние жикуйю, но уже не маленького, а обычного - роста. Кикуйю как - будто верили, что горные леса принадлежали

Этим людям или их духам (возможно, со временем онт слились в воображении в своеобразных гномов), и старались не причинять им никакого вреда.

Кикуйю не были особенно искусными охотниками;. поскольку они употребляли большей частью растительную пищу, что весьма удивило Джона Бойеса и других: англичан — любителей мяса, которые, даже изголодавшись на родине, не могли полностью истребить всех ди* ких животных, водившихся в этой части Африки.

Перед приходом англичан небольшая группа кочеВ'-никив доробо, остатки ранее значительного племен». охотников и собирателей, покинула леса. Это племя, подобно лиангулу в Восточной Кении, озадачивает науку. Полагают, что оно не относится к бантуязычным наро* дам и в настоящее время смешалось с соседними племе* нами, заимствовав их языки. Некоторые исслед°ватели считают их даже носителями древней бушменской культуры, следы которой мало сохранились. Рассматривае* мая группа рискует утратить свою индивидуальность,. поскольку очень энергичное Управление охотничьего хо,.--зяйства лишает ее законных прав на традиционные охот,--ничьи угодья.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.