ЭКСКУРСИОННАЯ РА БОТА ПО
ИСТОРИИ

А. Ф. РОДИН, Ю. Е. СОКОЛОВСКИЙ
Пособие для учителей
Издание второе, переработанное и дополненное
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1974
Родин А. Ф. и Соколовский Ю. Е.
Р 60 Экскурсионная работа по истории. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1974.
136 с. с ил.
В настоящем пособии сделана попытка обобщить опыт экскурсионной работы среди учащихся V—уШ классов. В книге показано многообразие типов и видов исторических экскурсий, методы и приемы их проведения. Отдельные главы посвящены подготовке экскурсий и познавательным заданиям.
ВВЕДЕНИЕ
Исторические экскурсии все шире используются учителями в учебной и внеклассной работе с учащимися. Многие учителя истории отчетливо понимают справедливость слов известного методиста А. И. Стражева, что без краеведческой работы и краеведческих экскурсий нельзя поставить по-настоящему преподавание отечественной истории.
Экскурсии являются важным источником* знаний: они знакомят школьников с закономерностями развитая человеческого общества, с историческими явлениями и • событиями. Вместе с тем экскурсии коикрст юируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры. На них осуществляется принцип наглядности преподавания истории. Экскурсии содействуют установлению связи школьников с жизнью, широко знакомят их с трудом советского народа. Они помогают ученикам накапливать конкретно-образный материал, в процессе осмысления которого происходит развитие исторического мышления, формирование марксистско-ленинского мировоззрения.
В учебниках по педагогике н в методических пособиях по истории содержатся рекомендации по методике проведения экскурсий и подготовке к ним. Однако эти работы в силу их краткости не могут служить серьезным руководством для учителей истории, проводящих экскурсии.
В настоящем пособии сделана попытка обобщить опыт экскурсионной работы по истории. Авторы, помимо собственного опыта, использовали многочисленные работы передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
Экскурсия как действенное средство коммунистического
Воспитания. В учебно-воспитательной работе возрастает роль школьного краеведения, которое призвано содействовать укреплению связи школы с жизнью, с практикой коммунистического строительства. В пособии «Историческое краеведение» отмечается: «Краеведение в средней школе... развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами советской школы... оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического воспитания учащихся»1.
Одной из форм изучения местного края являются исторические экскурсии, содействующие формированию у школьников основ научного мировоззрения. Изучаемый на уроках истории материал дополняегся конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности и о закономерностях общественного развития, способствуют расширению кругозора учащихся, повышению их культуры.
Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести картину жизни людей, человеческие отношения, крупные исторические события и т. д. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии, посвященные знакомству с материалом о классовой борьбе народных масс, об историко-революционных событиях.