Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Элегантная жизнь, или Как возник весь Париж - Страница 1

Элегантная жизнь, или Как возник весь Париж - Страница 1

Или



КАК ВОЗНИК «ВЕСЬ ПАРИЖ»


Элегантная жизнь, или Как возник весь Париж - Страница 1

ANNE MARTIN-FU GIER



LA VIE ELEGANTE



Ou



LA FORMATION DU TOUT-PARIS 1815-1848



Fayard



АННА МАРТЕН-ФЮЖЬЕ



ЭЛЕГАНТНАЯ ЖИЗНЬ,



Или



КАК ВОЗНИК «ВЕСЬ ПАРИЖ» 1815-1848



Москва



Издательство им. Сабашниковых



ББК 63.3 (4Фр.) М2 9



Перевод с французского В. А.Милъчиной (введение, главы первая — седьмая, двенадцатая, заключение) и



О. Э.Гринберг (главы восьмая — одиннадцатая)



Вступительная статья, примечания, отмеченные знаком *, и указатель имен В. А.Мгиъчиной



Издание подготовлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского культурного центра в Москве



Ouvrage realise avec l’appui et le soutien du Ministere francais des Affaires Etrangeres et du Centre Culturel Francais de Moscou



Все права на публикацию на русском языке произведений, включенных в эту книгу, переданы Издательству им. Сабашниковых и охраняются законом.



© Librairie Artheme Fayard, 1990 © Издательство им. Сабашниковых, 1998 © Вступительная статья, указатель имен ISBN 5-8242-0066-1  В. А.Мильчина, 1998



«Элегантная жизнь» от Бальзака до Пруста



Анна Мартен-Фюжье — автор ряда книг по истории частной жизни XIX века: «Место горничных: женская прислуга в Париже в 1900 году» (1979), «Буржуазна: женщина во времена Поля Бурже» (1983), «Частная жизнь Луи-Филиппа и его семьи» (1992); кроме того, ей принадлежит глава о «Ритуалах частной жизни буржуа» в коллективном труде «История частной жизни»*.



Книга об «элегантной жизни» — это описание французской светской жизни первой половины XIX века в синхронии и диахронии. Синхрония — элементы, из которых состояла эта жизнь (социальные институты и соответствующие им пространства): двор, салоны, балы, приемы, академические и парламентские заседания, театры, концерты, «кружки», кафе, игорные дома, панорамы и проч. Диахрония — эволюция понятия «свет» от эпохи Реставрации (1814 — 1830), когда светское отождествлялось с придворным, а принадлежащими к «хорошему» обществу считались люди, принятые при дворе, до конца Июльской монархии, когда критерием светскости стали элегантность и роскошь, и теперь уже двору для того, чтобы завоевать себе место в жизни «всего Парижа», то есть Парижа светского, приходилось доказывать, что он достаточно элегантен и «общежителен» (в том смысле, в каком это понятие употребляли во времена Пушкина — «легок в общении, обходителен, уживчив, уступчив»).



Продолжая традиции немецкого социолога Н. Элиаса**, описавшего как систему придворное общество XVII — XVIII веков, Мартен-Фюжье задается целью описать таким же образом светское общество первой половины XIX века, исследовать его «sociabilite» (трудно переводимое понятие, означающее формы, в которых протекает в ту или иную эпоху жизнь в обществе***). Впрочем, систематичность и концептуальность существуют в книге не сами по себе, но вырастают из материала. Сочинительница «Элегантной жизни» в высшей степени внимательна к конкретике изучаемой эпохи, к специфике ее вещного мира и мыслительных структур, к неписаным нормам поведения, светскому этикету и распорядку дня — вещам наиболее изменчивым и по



* Histoire de la vie privee. T. 4. De la Revolution a la Grande Guerre. Paris, 1987. P.193 — 261.



** Cm.: Elias E. La Societe de la Cour. Paris, 1985.



*** Cm.: Agulhon M. Le cercle dans la France bourgeoise, 1810 — 1848. Etude d’une mutation de sociabilite. Paris, 1988. P. 7 — 14.



Прошествии многих лет трудно уловимым. Характерно уже то, что, будучи крайне скупой на современные научные термины, Мартен-Фюжье, напротив, охотно употребляет и комментирует «термины» действительно необходимые, диктуемые не научной модой, но самим содержанием книги, принадлежащие описываемой культуре: «утро» и «вечер», Бульвар и полусвет, «говорильни» (так назывались собрания, где молодые адвокаты упражнялись в красноречии) и лоретки (так именовали девиц легкого поведения, изобиловавших в новом квартале подле церкви Ло-ретской Богоматери).



Вообще принцип, положенный в основу «Элегантной жизни» Мартен-Фюжье, — восхождение от реальности исследуемой эпохи к ее осмыслению на современном уровне, от конкретного, частного случая к общим тенденциям. Не случайно книга начинается не с теоретических выкладок, но с бытовой детали — страшного холода, который стоял в Париже в начале 1830 года и подвигнул богачей на устройство благотворительного бала в пользу неимущих. Далее следует подробное описание этого бала, состоявшегося в Опере 15 февраля 1830 года, то есть за полгода до Июльской революции, рассказ о предшествовавших ему сложных интригах (кого приглашать: только чистокровных аристократок или аристократок вместе с женами банкиров или крупных промышленников?), анализ его символического значения (обнаружилось, что в одном и том же светском пространстве сосуществуют разные элиты: старая, аристократическая, и новая, буржуазная) и даже его последующая искаженная интерпретация: Карл X на бал не приехал, тогда как герцог Орлеанский (которому через полгода предстояло заменить кузена на французском престоле, но в феврале 1830 года ни тот, ни другой об этом не подозревали) принял в нем деятельное участие, меж тем после революции 1830 года бал этот стал ностальгически восприниматься как прекраснейшее из свершений истинно дворянского, истинно светского царствования Карла X.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.