Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Эскадренные миноносцы типов - Страница 7

После боя в Желтом море 28 июля 1904 года положение становилось критическим. Наиболее боеспособные миноносцы были интернированы до конца войны, остававшиеся в Порт-Артуре — малочисленны и в большинстве своем неисправны.

Выход видели в спешном пополнении Тихоокеанской эскадры новыми кораблями этого класса, как способными совершить самостоятельный переход на Тихий океан зимой 1905/06 года, так и разборными с доставкой их по железной дороге во Владивосток и последующей сборкой непосредственно на театре военных действий.

27 сентября 1904 года «по всеподданнейшему докладу государь император приказал» заказать десять 350-тонных миноносцев фирме Ф. Шихау в Эльбинге с непременным условием их сборки, испытаний и сдачи во Владивостоке в «возможно кратчайшие сроки». ГУКиСу пришлось отказаться от ряда интересных предложений (в том числе Невского и Путиловского заводов), связанных с длительным процессом рассмотрения новых проектов и согласования документации, и выбрать хорошо зарекомен-

Модель эскадренного миноносца «Внушительный», изготовленная на заводе Ф. Шихау в 1907 году и в том же году подаренная Морскому музею в Санкт-Петербурге. Из собрания ЦВММ

The destroyer «Vnushitel'ny» model, made at the F. Schichau warf in 1907 and the same year presented to the Naval Museum at St Petersburg. From the Central Naval Museum Collection



И

№ 25 2011


Фрагменты модели эскадренного миноносца «Внушительный». Носовой и кормовой мостики

Fragments of the destroyer «Vnushitel'ny» model.

Fore and aft bridges

Довавшие себя миноносцы типа «Касатка», построенные фирмой Ф. Шихау перед Русско-японской войной. Уже 30 сентября 1904 года МТК утвердил спецификацию, стараясь «по возможности не изменять главных кораблестроительных элементов этого типа миноносцев».

22 ноября 1904 года начальник Отдела сооружений ГУКиС контр-адмирал А. Р. Родионов и уже знакомый нам представитель завода Ф. Шихау инженер Р. А. Цизе подписали контракт (он датировался 20 ноября) на постройку 10 эскадренных миноносцев. По готовности миноносцев в Эльбинге их надлежало разобрать и, «упаковав в контейнеры», доставить либо по железной дороге на станцию Вержбо-лово, либо в навигационное время в Либаву или Санкт-Петербург. Затем за счет Морского министерства корабли перебрасывались во Владивосток, где Ф. Шихау брался с привлечением своих мастеров их собрать, спустить на воду и провести испытания.

Первый миноносец следовало доставить в Россию через шесть месяцев со дня заключения контракта и затем последовательно, через месяц и семь дней, поставлять по миноносцу, закончив, таким образом, работы не позднее 6 мая 1906 года. Для сборки миноносцев во Владивостоке выбрали бухту Улисс, где сразу же после заключения контракта завод Шихау приступил к возведению складских помещений, мастерских и эллингов. Стоимость каждого собранного и испытанного миноносца определялась в 750 тыс. руб. при условии достижения им во время трехчасового пробега скорости «не менее 27 узлов». В случае срыва контрактных сроков или недостижения оговоренных 27 уз завод подвергался лишь штрафу. Даже при скорости ниже 25 уз Морское министерство не отказалось бы от миноносцев, опасаясь их перепродажи Японии.

Стремясь переправить миноносцы в Россию «по возможности секретно, не возбуждая большого внимания» (страны Европы и Америки объявили нейтралитет в войне России и Японии), Ф. Шихау предложил доставить их морем в Санкт-Петербург. 4 июня 1905 года первый миноносец, уже разобранный и упакованный в контейнеры, был погружен на борт парохода «Эльбинг-2» и через четыре дня доставлен в Санкт-Петербургский порт. На день раньше срока (10 июля) прибыл второй миноносец. Однако отправить в конце сентября, как намечалось, по железной дороге на Дальний Восток первый миноносец не удалось из-за большой загруженности железной дороги, что срывало график отправки остальных кораблей.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.