Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 10

Уже в первых десятилетиях XIX века в Таганроге существовали начальная еврейская школа - хедер, еврейский молитвенный дом, а в 1848 году было выстроено здание синагоги. В 1838 году среди главных торговцев хлебом Таганрога фигурировал купец 1-й гильдии Осип Вельгейм. Но был ли он евреем или немцем достоверно известно лишь его давно почившим родителям. Зато достоверно известно, что в 1830-х годах в Таганроге обосновался Мордофей Сапсович, содержавший питейные заведения. Вскоре его имя переделали на русский лад в Дорофея и многочисленное потомство его стало Дорофеевичами. Среди 10 сыновей и 8 дочерей Сапсовича были купцы, врачи, домовладельцы, хлеботорговцы. В Государственном архиве Ростовской области имеется фонд «Таганрогское еврейское общество. 18061918 гг.» В архивном фонде таганрогского градоначальника хранится дело 1825 г. «О причислении еврея к таганрогскому мещанству», а в фонде Таганрогского городского магистрата среди дел Таганрогского Купеческого Общества сохранилось также дело 1825 г. «О причислении выкрещенного из евреев в мещанское Общество Константина Вихольского». Все это бесспорно свидетельствует о появлении евреев в Таганроге либо в конце XVIII века, либо в первых годах XIX века.

Чтобы читателю стало понятно, какими казались немногочисленные евреи Таганрога окружающим людям, следует посмотреть на них глазами современников. Вот свидетельства таганрогского лекаря Пантелеймона Работина: «По врожденной склонности, почти все евреи занимаются всякого рода мелочными торговыми спекуляциями и мелким кустарничеством. Евреи, живущие в Таганроге, сохранили свои национальные особенности. Тот же чистый азиатский тип, язык, вера, ветхозаветные нравы и обычаи, что резко их отличает от других народностей. Та же отсталость в образовании, хотя по природе они одарены большими умственными способностями. Почти все они являются последователями талмудского учения. Бедность, грязь и нечистоплотность в домашнем быту не только делает их жилища отвратительными, но и сильно влияют на здоровье. Как правило, евреи слабого телосложения, сухощавы, большей частью болеющие чахоткой и золотухой в виде отвратительных язв, струпьев и различного вида сыпи. Однако по нравственности и в общественных делах стоят много выше греков, на службе честны и бережливы, довольствуются самым необходимым, терпеливо переносят нужду, лишения и добросовестно выполняют возлагаемые на них общественные обязанности».

Эти этнографические зарисовки продолжает историк-краевед Павел Петрович Филевский: «Массовое появление евреев в Таганроге началось в 40-х годах. Это были преимущественно ремесленники, многие кантонисты. За ними потянулась беднота с западных районов, которые занимались тем, что с корзиной в руках ходили по дворам и предлагали сапожную ваксу, сернички (спички), папиросную бумагу, продававшуюся маленькими книжечками с обложкой из красивой цветной или золотой бумаги, преимущественно для детей, чтобы те сказали маме и папе, что у них есть товар. Эти же евреи, называемые «шминдрики», покупали поношенные платья и обувь, мастерски их штопали, искусно накладывали заплатки и потом перепродавали. Особенно охотно они покупали игральные карты. За клубную, не очень поношенную игру (две колоды) платили более рубля, тогда как новые, запечатанные, стоили полтора рубля. Они же брали на себя обязанность посредников подыскивать поденщиков, квартиры и всякую мебель. Шминдрики держались до самого двадцатого века. Затем, получив возможность учиться, они стали искусными врачами, крупными торговцами, адвокатами, банкирами. Антагонизма между греческим и еврейским населением не наблюдалось».

В 1843 году из Таганрога в Ростов часто приезжала на гастроли труппа актеров под руководством Кочевского, дававшая спектакли драматического и оперного репертуара в деревянном театре купца А. В. Садомцева. Директором театра был А. А. Цельнер. Комические роли удачно исполняли актеры Маркс и Дрейсих, а роли «наивных девиц», или, как потом говорили, «инженю» - госпожа Маркс. Немногие ростовские театралы - скудная местная интеллигенция, офицеры и просвещенное купечество - могли увидеть самые популярные пьесы тех лет: «Шельменко-денщик», «Бой-жинка», «Казак-стихотворец», «Дебютант», «Записки демона», «Симон - сиротинка», «Жена кавалериста», «Уголино», «Гамлет», «Серафима Лафайль», «Кетли», «Иоанн, герцог Финляндский», «Коварство и любовь». В труппе держали актера Чернявского, по-видимому, со специфической внешностью для исполнения ролей евреев, солдат и слуг.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.