Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 11

Некоторое представление о масштабах экономической жизни будущей донской части Екатеринославской губернии в первой половине XIX века дает статистическая таблица о состоянии городов Российской империи за 1842 г.

Города

Население

Домов

Заводов и фабрик

Рабочих на заводах

Лавок

Доходы в руб

(серебром)

Таганрог

22472

3132

44

390

426

35827

Ростов

9050

1075

10

50

70

19392

Нахичевань

10821

2038

32

194

385

3741

Из таблицы видно, что 160 лет назад Ростов во многом уступал даже маленькой Нахичевани. Правда, это «многое» не касалось евреев - «их там уже было», сказали бы в Одессе. По некоторым данным, к 1846 году в Ростове жили 289 евреев, что составляло около 3, 2% всего населения. Были евреи и среди размещенных в крепости Димитрия Ростовского солдат и кантонистов. Печальная участь малолетних еврейских рекрутов требует подробнее остановиться на этой черной странице истории.

Кантонистами в России называли несовершеннолетних солдатских сыновей, с рождения закрепленных за воинским ведомством. В 1827 году император Николай I издал указ о введении натуральной воинской повинности. Каждая еврейская община должна была поставить на военную службу в три раза больше восемнадцатилетних юношей, чем христианская, - 10 рекрутов с 1000 мужчин ежегодно вместо 7 рекрутов с 1000 мужчин через год. В счет недостающих рекрутов забирали детей с 12 лет. Мальчиков отправляли в школы кантонистов или определяли на постой в села подальше от черты еврейской оседлости. Задачей наставников кантонистов было угрозами, посулами, физическими и моральными истязаниями выбить из еврейских детей все еврейское, заставить их принять христианство и даже сменить имена и фамилии. Достигнув восемнадцатилетнего возраста, кантонисты должны были еще 25 лет служить солдатами в различных воинских частях. Немногим из них после крещения удавалось дослужиться до младших офицерских званий. Правда, были единичные исключения. Например, бывший кантонист Герцль Цам, оставшись евреем, сумел за более чем сороколетнюю службу продвинуться до чина капитана. Другой бывший кантонист, крещеный еврей по фамилии Арнольди, дослужился до чина генерала от артиллерии. В 1892 году он позировал будущему академику живописи Моисею Львовичу Маймону в образе старого еврея для картины «Марраны и инквизиция в Испании».

Ежегодный рекрутский набор сопровождался душераздирающими сценами прощания еврейских матерей со своими мальчиками, которых они оплакивали как покойников. Большинству из них уже не суждено было снова увидеться. Круговая порука членов еврейской общины заставляла содержать специальных людей, которых называли «хапунами» или «ловчиками», для вылавливания спрятанных детей. Нередко в кантонисты вне очереди попадали сироты, мальчики из бедных семей и семей, чем-то неугодных правлению общины. Богатый еврей мог за большие деньги нанять в рекруты вместо своего сына другого юношу, но если тот принимал православие, сделка автоматически признавалась недействительной. На этот сюжет Н. С. Лесков в 1876 году написал рассказ «Владычий суд», где отразил взгляд христианина и славянофила на трагическое положение евреев. Жалкий, полусумасшедший старик-еврей продал все имущество, чтобы нанять в рекруты вместо своего единственного сына другого молодого еврея, который оказался мошенником и, забрав деньги, крестился, дабы избежать призыва в армию. Только вмешательство киевского митрополита Филарета восстановило справедливость. Старик-еврей уверовал в Христа, принял православие и разбогател.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.