Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 4

Подобно песку Аравийской пустыни, злой самум истории носил евреев по земле почти 2000 лет, нигде не давая надолго обрести покой и счастье. Евреи прозвали этот ветер «Галут» (изгнание). Чтобы хоть как-то объяснить себе причины уникальной и трагической судьбы еврейского народа, люди в средние века придумали легенду об Агасфере (Вечном жиде), обреченном за грехи свои перед Богом на вечное скитание и гонение.

Каждый народ, как и каждая семья, имеют свою судьбу. Казаки ходили в поход «за зипунами», а евреи держали обеими руками лапсердак, чтобы не отняли последнего. Казаки завоевывали для России все новые и новые земли, а евреи всегда жили в страхе, что очередные «домовладельцы» выселят их из страны как нежелательных квартирантов. Об этом лучше всех сумел написать по-еврейски на русском языке поэт Иосиф Уткин:

Сколько домов пройдено,

Сколько пройдено стран,

Каждый дом своя родина,

Свой океан.

И под каждой слабенькой крышей,

Как она ни слаба, - Свое счастье,

Свои мыши,

Своя судьба.

Первую весточку с Дона на берега Иордана принесли скифы. В VII-V вв. до н. э. скифы, став важной силой в Передней Азии, направили своих коней и на Палестину. Скифские стрелы летели в селения филистимлян - давних врагов иудеев. Библейский пророк Иеремия в ужасе восклицал: «Вот идет народ из северной страны..., держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас, вражеский меч наводит ужас со всех сторон». Только неумеренная тяга к хмельным зельям помогла остановить скифов. Мидийский царь Киаксар - союзник и тайный недруг скифов, в 625 году до н. э. у себя в гостях споил и перебил скифских военачальников. После этого часть скифов разбрелась и растворилась в Азии, остальные вернулись в Причерноморье с грузом награбленного и воспринятыми элементами чужой культуры.

Точного времени появления евреев на донской земле не знает никто. Несколько лет назад прошел слух о сенсационной археологической находке. При раскопках одного из скифских курганов был найден камень с надписью мелом по-русски: «Здесь уже был Рабинович. 1.04.1993 г. до н. э.». Находившийся в то время случайно рядом один еврей тут же быстро объяснил значение находки: «Во-первых, камень явно не местного происхождения и был принесен издалека. Во-вторых, писавший, судя по фамилии, был еврей. В-третьих, выясняется, что евреи пользовались григорианским календарем задолго до папы Григория XIII, а русским языком - задолго до самих русских. В-четвертых, Рабинович, скорее всего, держал этот камень за пазухой, чтобы руки были свободны для приветствий. В-пятых, отношения у него с местным населением складывались дружеские, иначе он этот камень не выбросил бы». Археологи, правда, все объяснили первоапрельской шуткой.

Много сомнений породили и находки удачливого, но недобросовестного историка и археолога Авраама Фирковича. С согласия новороссийского генерал-губернатора князя Воронцова он в 1839-1843 гг. проводил раскопки в Крыму и на Кавказе, собирал древние рукописи в Египте и странах Востока. Из его находок следовало, что евреи поселились в Крыму в VI веке до н. э. в эпоху персидского царя Камбиза. Позднейшее изучение найденных А. Фирковичем надписей выявило ряд фальсификаций, сделанных перед началом переговоров с правительством России о продаже коллекции, чтобы создать ореол сенсационности и повысить ее стоимость. Ученые до сих пор спорят о том, что в коллекции А. Фирковича подлинно, а что - не более чем ловкая подделка.

Немало интересных сведений о миграции евреев на Кавказ дают древние армянские источники. Мовсес Хоренаци, «отец армянской истории», живший в V веке н. э., в своей «Истории Армении» писал, что Вагарш (Аршак), первый армянский царь из династии Аршакидов (62-428 гг. н. э.), в награду за добровольное подчинение, преданность и храбрость Багарата, предком которого был еврей Шамбат, предоставил ему нахарарское (княжеское) право, назначил на высшие придворные должности венценалагателя и аспета (главнокомандующего), позволил носить при дворе головную повязку из жемчуга. «Но знай, что имя Смбат, которое Багратуни дают своим сыновьям, есть собственно Шамбат на их первоначальном, т. е. еврейском языке». О еврейском происхождении древней армянской аристократической фамилии Багра-тидов (Багратуни), царствовавшей в 886-1045 гг. н. э., и грузинской царской династии Багратионов (IX-XIX вв. н. э.) свидетельствуют и другие источники. Например, католикос Иованнес VI Драсханакертци, живший в IX веке н. э., утверждал, что Аршак Храбрый (Тиридат I), основатель династии Аршакидов в Парфии (250 год до н. э.-224 г. н. э.), ведет родословную от потомков библейского патриарха Авраама и его второй жены Хеттуры. «Достигнув величия и расширив пределы своего государства, Аршак ставит Багарата, потомка еврея Шамбата, который согласно молве, был из рода царя Давида, венценалагателем, возлагающим на него корону, ибо он ранее всех предался ему всей душой. Он поставил его также спарапетом (верховным главнокомандующим) и начальником темен и тысяч».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.