Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 5

Правда, по свидетельству римского историка Аппиана, Багарат был назначен наместником Селевкидской Сирии другим царем - Тиграном II Великим (95-55 гг. до н. э.). Важно отметить, однако, что армянское предание именно еврея считает родоначальником княжеского рода Багратуни. Католикос Иованнес VI в своей «Истории Армении» приводит сведения, что во время царствования царя Аршака (около 200 г. до н. э.) «кое-кто из евреев, живших в земле булкаров, что в ущельях Кавказа, отделились и пришли, поселились у подножья Кола, двое из них, подвергшиеся мучениям за то, что не поклонялись богам, были загублены мечом за веру отцов по примеру св. Элеазара и сыновей Шамовоны». В отличие от древнего летописца, ученые считают царя Аршака лицом не историческим. Однако «земля булкаров» - реальное историко-географическое образование, включающее в себя расположенные к северу от Кавказа территории расселения многих болгарских племен: утургур, оногур и других. Гора Кола, у которой поселилась часть евреев из «земли булкаров», находилась у истоков реки Куры.

В той же «Истории Армении» сказано, что Тигран II Великий, царь Великой Армении, «идет на Палестину и берет в плен множество евреев». О пленении и переселении евреев в Армению сообщают многие армянские историки, а также Страбон, Плутарх, Аппиан, Иосиф Флавий. В меньших масштабах переселение евреев в Армению повторилось при царе Артавазде II (55-34 гг. до н. э.) - преемнике и сыне Тиграна II.

За событиями на Кавказе и благодатной земле Причерноморья евреи наблюдали и из далекой Иудеи. Историк Иосиф Флавий приводит слова иудейского царя Агриппы II (28-92 гг. н. э.) о том, что в 60-х годах н. э. причерноморские и приазовские племена, в том числе боспоряне, гениохи, колхи, тавры, «держатся в повиновении тремя тысячами легионеров, и сорок восемь военных кораблей полностью усмирили прежде неприступное и суровое море». Это относительное спокойствие снизошло на Понтийское царство после многих лет неудачных воин, которые вел с римлянами царь Понта Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н. э.). Горечь военных неудач честолюбивый царь вымещал на местных евреях, устроив им на древнепонтийский лад погром, напоминавший более известную в истории Варфоломеевскую ночь.

С крымской землей тесно связывались евреи и в старинных русских народных легендах. При этом они в первую очередь характеризовались как враги Христа, а значит слуги дьявола. Об этом говорится, например, в «Былине о Кострюке»:

У грозного царя Ивана Васильевича Благоверная царица переставилась,

Захотел тут царь поженится

Во той земле во Крымския, в Жидовския...

В легенде о «Егории Храбром» сказано о том, что в Иерусалиме царица Софья родила царю Федору трех дочерей и сына Егория Храброго. Вот тут и подоспели враги-евреи:

Выходит из той земли, из жидовския,

Жидовския, босурманския,

Царища Мартемьянища. он у Федора три дочери,

Еще четвертого Егория Хараброго.

Злодей-царища Мартемьянища Святому Егорию глаголует:

«Ох ты, гой еси, Егорий Харабрый-свет!

Ты не веруй самому Христу,

Самому Христу, царю небесному;

А ты веруй сатане-врагу со диаволом».

Верный христианин, стойкий борец с международным «мартемьянством», Егорий выдержал все традиционные еврейские пытки и поразил палицей царищу Мартемьянищу:

Потопила Егория кровь жидовская,

Кровь жидовская, босурманская;

По колена в крови стоит-Святый Егорий глаголует:

«Ох ты, гой еси, матушка сыра земля!

Прими в себя кровь жидовскую,

Кровь жидовскую, босурманскую».

Расступилася матушка сыра земля На две стороны, на четыре четверти,

Пожрала в себя кровь жидовскую,

Кровь жидовскую, босурманскую.

Мы уже упоминали о сенсационных находках А. Фирковича, но и до него историки находили свидетельства пребывания евреев в Крыму с древнейших времен. Боспорское царство, созданное греками около 480 г. до н. э. на территории Керченского и Таманского полуостровов, Нижнего Прикубанья и Восточного Приазовья, имело несколько крупных центров торговли и ремесел. Купцы из столицы государства Пантикапея (ныне Керчь), городов Фанагория, Гермонасса (ныне Тамань), Феодосия, Горгиппия (ныне Анапа), Танаис в устье Дона вывозили хлеб, скот, рыбу, кожи, продавали рабов в Грецию и Малую Азию. Из стран Средиземноморья ввозили и выгодно перепродавали степным племенам Причерноморья - скифам, сарматам и другим вина, оливковое масло, ткани, изделия из металла, керамику. Наиболее ранние достоверные известия о евреях в Крыму относятся к первому веку новой эры. На двух мраморных плитах, найденных в Керчи при раскопках, сохранились надписи, извещавшие, что некие рабы-вольноотпущенники будут находиться под покровительством еврейской общины и синагоги. Греческие надписи свидетельствуют, что в Горгиппии в 42 г. н. э. и в Пантикапее в 81 г. н. э. существовали еврейские общины и синагоги. Различные косвенные свидетельства позволяют отнести возможное время появления евреев в Крыму к IV веку до н. э.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.