Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 7

Жители каганата торговали с соседними странами рыбой, кожей, рыбьим клеем. Из Крыма и Нижнего Подонья расходились по каганату амфоры с местными виноградными винами. Правление в Хазарии напоминало нынешнюю британскую монархию. На самом верху находился каган, который был почитаем, но связан различными условностями - «табуирован». Реальной властью обладал хакан-бек, избираемый из среды богатейших знатных родов, - своеобразный вариант британского премьер-министра. В языческие времена каждый новый каган подвергался обряду сакрализации - приобщения к божественной силе. Приближенные должны были душить его шелковым шнурком и, доведя почти до состояния клинической смерти, спрашивали: «Как долго желаешь царствовать?» Каган называл первое, пришедшее на ум после реанимации, количество лет, что и считалось божественным откровением. Если на страну обрушивалось несчастье - засуха, разорение, поражение в войне, - кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться.

В середине X века придворный врач, дипломат, советник по еврейским делам при кордовском халифе Абд ар-Рахмане III Хисдай ибн Шапрут, заинтересовавшись слухами о существовании иудейского государства в восточных степях, направил кагану Иосифу в Хазарию письмо с вопросами. Ответ, написанный на иврите, стал практически единственным источником сведений о хазарах, сообщенных ими самими. Письмо это хранится теперь в библиотеке колледжа Крайст Черч в Оксфорде. Из него мы узнаем, что в 730 году каган Булан увидел во сне ангела и вскоре, вняв его увещеваниям, принял иудаизм. После этого он одержал ряд крупных побед над врагами.

Реальнее предположить, что в разноплеменной Хазарии при дворе кагана находились бежавшие от притеснений в соседних странах евреи, и на этот раз они оказались сильнее мусульманского и христианского лобби. В 737 году религиознопридворный ветер изменил направление, что заставило кагана принять мусульманскую веру. Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии на рубеже VIII-IX веков. Известный востоковед П. К. Коковцев в книге «Еврейско-хазарская переписка в X веке» цитирует по древним источникам, что только каган Обадия «поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». В письме каган Иосиф перечислил имена всех каганов-иудеев, правивших до него: Обадия, Хиз-киягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулон, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон.

В городах Хазарии, особенно в Крыму, жило много евреев. Однако на окраинах каганата достаточно сильны были влияния христианства и мусульманства, зачастую исполнялись языческие обряды. Для наглядной демонстрации народу преимуществ иудаизма при дворе кагана устраивались публичные диспуты проповедников различных религий. В 860 году в Хазарию была послана специальная христианская миссия во главе со знаменитым создателем славянской письменности Кириллом для того, чтобы в диспуте с иудейскими и мусульманскими проповедниками доказать преимущества христианства. Кирилл специально изучал иудаизм, хорошо знал иврит и даже использовал для создания славянских букв «ш», «щ» и «ц» рисунок букв «шин» и «цади» ивритского алфавита. Однако глубокие знания ему не помогли и сделать христианство господствующей религией в Хазарии не удалось. Напротив, хазары пытались склонить к иудаизму соседние страны. Летописец Нестор сообщал о посольстве хазарских евреев к князю Владимиру Красное Солнышко в 986 году для пропаганды иудаизма: «Се слышавше Жидове Козарстии придоша, рекуще: слышахомъ, яко приходиша болгаре и хрестеяне, учаще тя кто же вере своей... Мы веруемъ единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю». В летописи сообщалось и о посольстве князя Владимира к немцам и грекам для испытания веры. Возможно, такое же посольство было послано к хазарскому кагану.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.