Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 8

Противоречия и интриги различных религиозных групп послужили одной из причин междоусобных воин, сильно ослабивших Хазарию. Ухудшились отношения с христианской Византией. Власть кагана постепенно слабела, границы государства сужались до размеров небольшого ханства. Хазария все больше становилась торговым государством, неспособным противостоять многочисленным врагам. Последний удар Хазарии нанесла Русь. В 965 году князь Святослав разбил ее войско, захватил Саркел, Итиль, Семендер, Таматарху (Тмутаракань, портовый город на Таманском полуострове), а на месте Саркела основал русский степной форпост на Дону «Белая Вежа». В 70-х годах X века остатки хазар вернулись в Итиль, приняли ислам, чтобы заручиться поддержкой мусульманских стран, но сын князя Святослава Владимир, а затем князь Олег Святославич довершили их истребление.

После распада хазарского государства еврейские общины продолжали существовать в Крыму. В XII-XV веках даже наметился их рост и усиление влияния с приходом генуэзцев. Эта богатейшая торговая республика завоевала и скупила множество колоний в Северном Причерноморье и Приазовье, где создала укрепленные торговые центры-фактории для своих купцов. Хватило у Генуи денег и на то, чтобы купить в 1260 году у татарского хана город Кафу - будущую Феодосию, ставшую центром генуэзских колоний на Черном море. В XIV веке еврейская община имела в этом городе две синагоги и около 4000 домов в предместье, что дает возможность оценить ее численность минимум в 12000 человек. Продолжала существовать община и под властью турок. Евреи выращивали сады и виноградники, занимались торговлей и ремеслами.

Считают, что был еврейский квартал и в Тане. Этот древний город на левом берегу Дона, в районе нынешнего Азова, известен с конца XII века как торговое поселение венецианских и генуэзских купцов на пути между Азией и Европой. Сохранившиеся древние надписи на иврите позволяют предполагать, что в XIII-XV веках евреи жили и в самом Азове, называвшемся тогда «Азак».

Нашествие монгольских орд надолго установило в донских степях кладбищенскую тишину. Этот большой отрезок российской истории можно было бы опустить, как не имеющий связи с предметом нашего повествования. Однако известно, что в 1380 году эмир Золотой Орды Мамай, готовясь к битве на Куликовом поле на Дону, стал силой сгонять в свои войска представителей покоренных народов. В его огромном войске были черкесы и осетины (ясы) с Северного Кавказа, армяне и итальянцы (фряги), жившие в Крыму. Вместе с ними в войске могли оказаться и евреи. Тогда участь их была незавидной. Правда, летописи об этом умалчивают.

ГЛАВА 2

САМАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ЕВРЕЕВ В XIX ВЕКЕ - ЭТО «ЧЕРТА ПОСТОЯННОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ»

Современное продолжение истории евреев на Дону тесно связано с Екате-ринославской губернией. В 1791 году Екатерина II распространила «права гражданства», которыми пользовались в России евреи отошедшей от Польши Белоруссии, на Екатеринославское наместничество. Этим указом земли наместничества (с 1803 г. Екатеринославской губернии) включались в черту постоянной еврейской оседлости. Современному читателю следует пояснить, кто и когда начал обводить евреев России этой «чертой».

В 1762 году Екатерина II, только что вступившая на российский престол, ознакомилась в сенате с проектом указа о разрешении евреям поселяться в России. Подобный указ с мотивировкой его необходимости и ожидаемых выгод уже вносился на рассмотрение сената в царствование Елизаветы Петровны и удостоился ее знаменитой резолюции: «Я не желаю интересной выгоды от врагов Иисуса Христа». Манифестом 4 декабря 1762 года Екатерина II разрешила жить в России всем иностранцам, «кроме жидов». Вновь с проблемой еврев Екатерина II столкнулась в 1772 году после раздела польских земель между Россией, Австрией и Пруссией. России вместе с Белоруссией досталось 68000 евреев. В результате долгих обсуждений и родился упомянутый выше указ от 23 декабря 1791 года о том, что право «гражданства и мещанства» предоставляется евреям только на территории Белоруссии, Екатеринославского наместничества и Таврической области. Фактически этим указом было положено начало всем будущим ограничениям передвижения и места жительства для евреев.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.