Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евреи на Донской земле - Страница 9

Сам термин «черта постоянной еврейской оседлости» появился в 1835 году и относился к 15 губерниям Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Курляндии, большей части Украины. Внутри черты оседлости в местах компактного проживания евреи были объединены в общины-кагалы, возглавляемые правлением из 5-6 человек. Члены общин были связаны коллективной ответственностью перед государством за выполнение плана поставки рекрутов на военную службу, выплату различных налогов, в том числе свечного и коробочного сборов для содержания казенных еврейских училищ, исполнения религиозных обрядов, продажи кашерного мяса и т. д.

К началу XIX века на юго-востоке Екатеринославской губернии находился будущий «рассадник» евреев в Области Войска Донского (далее ОВД): Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд. Правда, начиналось все с малого. В 1800 году в Ростовском уезде проживали всего 10 евреев-мещан и ни одного купца. Но уже в 1811 году еврейское население Ростова увеличилось до 20 семей. Первым известным нам еврейским купцом в Ростове был Г. Герберг.

Современному читателю разделение людей на сословия может показаться ненужным и бесполезным, но для евреев принадлежность к купечеству в то время значила очень много. С 1775 года сословные объединения купцов стали делиться по ¦ 15- *

Размерам капитала на три гильдии. К 1-й гильдии причислялись купцы, оценивавшие свой капитал в 10 000 рублей, ко 2-й - от 1 000 до 10 000 рублей, к 3-й - от 500 до 1000 рублей. Со временем эти градации менялись, а по закону 1863 года вообще остались только две гильдии, и величина капитала уже не имела значения. Купец 1-й гильдии приобретал гильдейское свидетельство за 565 рублей и цена его с 1893 года была одинаковой для всех губерний России. Купец 2-й гильдии платил от 45 до 120 рублей в зависимости от места жительства. Всего «классов местности» существовало пять. Купцы платили гильдейские сборы и повинности, были приняты в состав купеческих обществ, пользовались преимуществами, предусмотренными законом, в частности, Положением о государственном промысловом налоге. Евреи стали записываться в купцы первой гильдии еще и потому, что таким путем они получали право повсеместного проживания в пределах Российской империи. Так в 1834 году поступили купеческие сыновья из Житомира Абрам и Григорий Рубинштейны, записавшись в Московское купечество. Семья крещеного еврея-купца Григория Романовича Рубинштейна подарила России знаменитых музыкальных деятелей Антона и Николая Рубинштейнов. После двенадцатилетнего непрерывного пребывания в 1-й гильдии купцы могли быть удостоены звания коммерции-советника, если преуспевали в торговле, или мануфактур-советника, если держали фабрику мануфактуры.

Из справочного материала, приведенного Б. Милютиным в книге «Устройство и состояние еврейских обществ» (1850), следует, что к 1838 году количество евреев в Екатеринославской губернии достигло 6000 человек или, примерно, 0,59% всего населения, а к 1847 году снизилось до 4889 человек или, примерно, до 0,47% всего населения. По другим источникам, к 1864 году в Екатеринославской губернии уже проживало 26069 евреев, существовало 11 синагог и 24 молитвенных дома. В Таганрогском градоначальстве, по данным того же Б. Милютина, к 1838 г. евреев еще не было, а к 1847 году их проживало всего 400 человек. Архивные материалы, найденные в последнее время, свидетельствуют, что первые еврейские семьи появились в Таганроге в первом десятилетии XIX века. Это же подтверждается датировкой старейших могил еврейского кладбища Таганрога. Больше того, некоторые краеведы указывают точную дату появления первых еврейских семей в Таганроге - 1806 год, и даже называют этих аборигенов поименно: Каплун Иосиф Соломонович, Иску-бовский Иона Аронович, Каста Яков Леонович. По другим данным, в 1806 году среди 816 русских в Таганроге жила одна еврейская семья Еноха Сертковича с женой Двойрой.

Ни Таганрог, ни тем более Ростов того времени не имели ничего общего с их современным обликом. Если бы донская земля имела своего Шолом-Алейхема, то он совершенно справедливо мог назвать Ростов «Касриловкой городского типа», а Таганрог «Касрипецом», то есть чем-то средним между маленькой Касриловкой и большим городом Егупец. Хотя надо отдать должное Таганрогу как основному внешнеторговому порту России в первой половине XIX века, связывавшему ее со странами Ближнего Востока и Южной Европы. Отсюда вывозились за рубеж хлеб, паюсная икра, копченая рыба, балыки, коровье масло, сибирские меха, кожи, канаты и веревки. Но главное, что в Таганроге был тот «особенный еврейско-русский воздух», о котором писал когда-то поэт Довид Кнут в стихотворении «Кишиневские похороны».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.