Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Европейский дом - Страница 1

С. Б.ГОРБАТЕНКО



Европейский дом - Страница 1
Европейский дом - Страница 1

Историко - архитектурный путеводитель



Европейский дом - Страница 1

Санкт-Петербург



2001



Европейский дом



Издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)



Россия


Европейский дом - Страница 1

Стнрытов общество



ISBN 5-8015-0113-4



© СБ. Горбатенко, 2001 © «Европейский Дом», 2001



ВВЕДЕНИЕ


Петергофская дорога - не только коммуникация, протянувшаяся вдоль побережья Финского залива от Петербурга в сторону Красной Горки. В первую очередь это сорокакилометровая система приморских императорских резиденций и частных усадеб, цепь дворцов, садов и парков, равной которой, возможно, нет в мире.



В истории отечественной культуры Петергофская дорога занимает особое место прежде всего потому, что все множество составляющих ее имений возникло практически одновременно, в результате царского указа. Приморская трасса обеспечила их восприятие в движении, во всем разнообразии сменяемых картин и богатстве впечатлений.



Петергофская дорога — воплощение присущей Петербургу «регулярности», торжества градостроительной регламентации. Она построена на основе модуля — стандартного земельного участка размером 100 саженей вдоль трассы и 1000 от нее вглубь материка (213x2130 м). Конфигурация этих участков необычна: на планах они напоминают клавиши гигантского рояля. Равномерно расположенные усадебные комплексы, прерываемые мощными доминантами императорских резиденций, задавали четкий ритм развертывающейся панораме побережья.



Дачи славились великолепием архитектуры и роскошью садов. В числе их владельцев и арендаторов были представители высшего столичного общества — государственные деятели, дипломаты, крупные чиновники, полководцы и флотоводцы, банкиры и аристократы. При этом, наряду с обращенными к дороге ансамблями усадеб, в имениях существовали свое хозяйство и прибыльные заведения — фермы, плодовые сады, оранжереи, постоялые дворы, кабачки. Некоторые включали деревни - и пейзаж дополняли крестьянские поля и луга.



Петергофская дорога, основанная Петром I в 1710 г., — фактически ровесница Санкт-Петербурга. Но если исторический центр Петербурга в глазах наших современников сохранил свой образ «северной столицы» — средоточия ансамблей всемирного значения, то Петергофская дорога (равно как и многие другие уникальные исторические ландшафты окрестностей города) оказалась представленной лишь некоторыми, наиболее известными дворцово-парковыми ансамблями. Когда-то целостная, ландшафтно-градостроительная система столичной агломерации ныне распалась; натиск города наносит ущерб эстетике пейзажа, ценнейшим усадебным ансамблям, которые некогда были символом гармоничного сосуществования человека и природы.



Попытка оценить значение Петергофской дороги была предпринята еще в середине XVIII в. первым историком Петербурга А. И. Богдановым (его рукопись, содержащая соответствующую главу, была опубликована лишь в 1903 г.)1.



В конце XIX столетия появилось первое комплексное исследование о Петергофской дороге М. И. Пыляева, составившее большую часть его труда «Забытое прошлое окрестностей Пе-тербурга»1 2. Повествование доведено только до Ораниенбаума и перегружено подробностями из жизни владельцев, зачастую анекдотическими. Многие усадьбы пропущены, приведено немало ошибочных сведений. Однако эта книга, несомненно, сыграла важную роль в пробуждении общественного интереса к данной теме.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.