Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Феномен кочевничества в истории Евразии - Страница 4

Начну с кочевых государств. Их можно считать таковыми в основном по четырем причинам. Во-первых, они были созданы кочевниками, во-вторых, кочевники, точнее, кочевая аристократия занимала в них доминирующие позиции, в-третьих - и это надо подчеркнуть особо - кочевники в них составляли большинство населения. Наконец, эти государства возникали в специфической экологической зоне, где кочевники составляли большинство населения и в территориальном отношении были отделены и от своих оседлых партнеров, и от зависимого оседлого населения.

Первыми, но далеко не последними кочевыми государствами в евразийских степях, по-видимому были государства скифов и сюнну [2]. И более позднее время таковыми были государство европейских гуннов, тюркские каганаты. Хазарский каганат, государство каракиданей, Монгольская империя при первых ханах и некоторые другие государ-с гва. Последним по времени, очевидно, было Казахское ханство...

Нередко такие государства характеризуют как ранние государства. I решен, я и сам приложил руку к развитию этой концепции [3], но теперь она представляется мне слишком однобокой и схематичной. Для западных ученых это была последняя отрыжка однолинейного эволюционизма, а для многих советских - желание как-то подправить марксистский догматизм во взглядах на исторический процесс. Теперь пора уже выбросить марксистское понимание истории за борт, как безнадежно устаревшее.

Стадиальный подход к изучению кочевых государств по многим причинам весьма противоречив. Если их считать ранними в смысле первыми, то они были далеко не первыми. На земле вообще было всего несколько первичных государств, а все остальные - вторичны, третичны и т. д., то есть все они возникали под влиянием уже существовавших государств. Кочевники в этом отношении не были исключением.

Если же термин «ранние государства» употреблять в смысле примитивные или недоразвитые, то и с этим положением дело обстоит не так уж просто. Так, для кочевых государств характерна весьма оригинальная политическая культура. Достаточно упомянуть такие концепции, как божественный мандат на правление, данный избранному Небом роду или даже божественное происхождение самого этого рода; представление о возможности перехода верховной власти от одной кочевой политии к другой; представление о ниспосланной свыше счастливой судьбы - иранский хварн, тюркский кут; развитую титулатуру; цветовой символизм; специфические инвеститурные церемонии; понятие о коллективном суверенитете, согласно которому государство и его подданные принадлежат не индивидуальному правителю, а всем членам правящего рода в качестве его корпоративной собственности, и соответствующая улусная система; специфические модели наследования власти, основанные на различных вариантах ее коллатеральной ротации и принципе старшинства внутри правящего рода; съезды знати, вроде монгольских курултаев; частичное совпадение административной системы с военной организацией; патримониальное правление, подразумевавшее распределение различного рода богатств среди вассалов, сторонников и даже рядовых кочевников; и ряд других концепций [4].

В своей совокупности они отнюдь не подтверждают тезис о примитивности кочевых государств. Правда, в социально-экономическом отношении они были менее стратифицированными, чем многие оседлые государства. Я сомневаюсь, что в их отношении приемлем

И

Термин «класс»; термины «сословие» и «слой» кажутся мне более адекватными. Но стратификация - это лишь одна из характеристик государственности, и строить типологии на ней одной было бы чрезмерным схематизмом.

И последнее обстоятельство. Концепция ранних государств обращает внимание на их стадиальное сходство, но игнорирует временные, региональные и многие другие отличия. В отношении кочевых государств она не учитывает глубокие различия, которые существо-нали между теми оседлыми государствами и обществами, от которых зависело само их существование

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.