Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Феномен кочевничества в истории Евразии - Страница 6

I оворя, кочевники становились воинами естественным путем, благодаря своему жизненному укладу.

Третий фактор состоял в том, что кочевники никогда не испытывали недостатка в лошадях для своих войск. Собственно, безлошадный кочевник переставал быть таковым. Более того, как правило, воин-кочевник выступал в поход с несколькими лошадьми. Напротив, во многих оседлых обществах и государствах содержание боевых (и не голько боевых) лошадей было дорогостоящим делом, и поэтому нередко ощущался их недостаток.

Несмотря на все вариации, модификации и инновации три упомянутых фактора в совокупности обеспечивали долговременное военное преимущество кочевников с момента их появления на мировой арене и до начала Нового времени. Политические последствия такой ситуации трудно переоценить. Возникновение кочевой государственности никогда не было спонтанным процессом. Внешние факторы в нем всегда превалировали над внутренними. Политическая власть в кочевых государствах в значительной мере оставалась диффузной и в основном связанной с военными и организационно-регулятивными функциями. Внутри самих кочевых обществ потребности политической интеграции были недостаточно сильны для того, чтобы приводить к необратимым структурным изменениям. По отношению к рядовым кочевникам их руководящий слой редко обладал той общепризнанной монополией легитимного насилия, которая, по мнению Макса Вебера, составляет основной признак любого государства.

Поэтому само возникновение и существование кочевых государств в основном зависело от возможности эксплуатации оседлых государств и обществ, которая, как правило, реализовывалась в вассально-даннических или иных не всегда упорядоченных формах зависимости. Кочевые государства не всегда возникали в результате широкомасштабных завоеваний оседлых обществ, но они всегда существовали лишь за счет их примитивной эксплуатации. Многие из них гибли, когда возможности ее существенно сокращались или прекращались вовсе, а вассальные кочевые объединения отпадали. Обычно это сопровождалось соответствующей примитивизацией социально-политических отношений в кочевых обществах.

Однако так случалось далеко не всегда. Нередко кочевые государства претерпевали сушественную трансформацию, в числе прочего выражавшейся в интеграции кочевников и земледельцев-горожан в единую политическую систему. Особенно часто это происходило, когда кочевники после завоевания оседлых государств переселялись на их территорию. Примером в древности являлась держава кушан, в раннем средневековье - ряд государств, созданных кочевниками в Северном Китае в IV-VI вв. н. э., позднее - государства киданей и чжурчженей в Китае, сельджуков на Среднем Востоке, караханидов в Центральной Азии, альморавидов в Магрибе и Испании, в монгольский период - юань в Китае и государство хулагуидов в Иране, в позднесредневековый период - государство шейбанидов в Центральной Азии и первое государство саудидов на Аравийском полуострове.

Я называю их государствами кочевников в том смысле, что именно кочевники являлись их создателями, а социальная стратификация в них в известной мере совпадала с экономической специализацией и этническими различиями. Династии и значительная часть правящих элит в них также были кочевого происхождения. Более того, вопреки достаточно распространенному мнению, большинство рядовых кочевников в таких государствах отнюдь не оседали, а продолжали вести традиционный образ жизни.

Приведу лишь один из многих возможных примеров. Долгое время считалось, что в Хулагуидском Иране происходило массовое оседание монгольских кочевников, особенно после реформ Г азан-хана, и даже их ассимиляция оседлым персидским населением. Однако теперь выясняется, что ничего подобного на самом деле не было, и большинство кочевников оставались таковыми даже много позднее, после распада Хулагуидского государства. Ассимиляция монголов имела место, но не персами, а тюркоязычными кочевниками.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.