Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Феномен кочевничества в истории Евразии - Страница 8

Н. Н. Крадин

(Россия)

Кочевники в мировом историческом процессе

Мир кочевников всегда являлся terra incognita для жителей оседлых земледельческих цивилизаций. Он одновременно и пугал, и интриговал их. Образом степной цивилизации стал кентавр - загадочное существо, получеловек-полулошадь. Однако именно в древности появляются первые труды, содержащие научное описание нравов и обычаев номадов, их расселение, важнейшие события политической истории. Эти сведения являются значимыми источниками для современных исследователей. Однако дальше описания политической истории, нравов и обычаев скотоводов мыслители того времени, как правило, не поднимались. В определении общественного строя кочевников они единодушны: номады - это «бич божий», варвары, несущие разрушения и смерть (исключение - социологическая теория Ибн-Хальдуна, и которой подробно анализируются процессы создания кочевниками I осударственности на основе завоеваний земледельческих обществ, эволюция и распад этих политических образований).

Аналогичная оценка справедлива и в отношении первых веков развития европейского востоковедения. Практически до середины XIX в. историки-ориенталисты занимались в основном сбором фак-гов и реконструкцией политической и этнической истории изучаемых народов. Образно выражаясь, это был период первоначального накопления научного «капитала». Попытки осмысления закономерностей всемирно-исторического развития предпринимались, главным образом, философами и экономистами XVII-XIX вв. (Ж Боден, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Кондорсэ, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, А. Тюрго, А. Фергюссон и др.). Они отмечали существование у скотоводов зачатков собственности, имущественного неравенства, начал социальной стратификации, рассматривали номадизм в рамках второй ступени концепции «трех стадий». Отличаются взгляды Г. Гегеля, который писал о кочевниках как о дикарях, сравнивая их с разрушительным горным потоком.

Интерес к проблематике социальной истории номадизма начал возрастать с конца XIX в., в том числе и под влиянием марксистской

Теории исторического процесса. Ьолыиипсгво русских ученых XIX-начала XX вв. рассматривали уровсііі» развития кочевых народов как родоплеменной. Возникновение государегвснности связывалось, как правило, только с военными и политическими способностями вождей {Н. А. Аристов, Н. И. Гродеков, Г. Н. Потанин, А. Н. Харузин и др.). Наиболее адекватно к описанию нестабильной политической организации скотоводов подошел В. В. Радлов. Он показал, что власть вождей и ханов держится, пока в ней заинтересованы различные группы номадов. За признание в кочевых обществах имущественного неравенства, политической иерархии, государственной власти выступали

В. В. Бартольд и Н. Н. Харузин.

В конце XIX - начале XX в. пользовалась популярностью так называемая «завоевательная» теория возникновения государства (Ф. Ратцелъ, Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер), согласно которой генезис политической организации мог осуществляться только вследствие насильственного подчинения одних обществ другими. Кочевым народам в этой теории отводилось одно из ключевых мест, так как завоевание номадами земледельческих обществ с последующим обложением последних данью или налогами - излюбленный пример ее сторонников.

«Завоевательную» теорию поддержали некоторые марксистские теоретики на Западе, которые попытались обосновать этот подход с материалистических позиций. При этом они подчеркивали, что самостоятельно номады неспособны достичь барьера государственности {К. Каутский, Г. Кунов). Из немарксистских исследователей XX в. важную роль завоеваниям у номадов в процессе формирования государственности отводил Р. Турнвальд, исследовавший этот процесс на материалах Восточной Африки, и В. Эберхард, построивший свою концепцию на примере истории Китая.

Наиболее активно дискуссия о специфике общественных отношений у кочевников велась в советской исторической литературе [1]. Можно выделить три периода в дискуссии об общественном строе кочевников скотоводов.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.