Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Григорий Распутин - Страница 10

«Когда в храме священник, то нужно его почитать, — писал он в своем “Житии”, — если же с барышнями танцует, то напоминай себе, что это не он, а бес за него, а он где-то у Престола сам служит. А видишь, что он сладкие обеды собрал и кумушек-голубушек созвал, то это потому, что у него свояченица барышня и шурин кавалер, а жене-то батюш-ковой и жалко их. Он же, Христовый, все же батюшка, и не сам, а пожалел их. Так и представляй в очах картину. Ему бы надо в исправники, а он в пошел в батюшки»43.

Позднее из-за критики священноначалия у Распутина возникнет конфликт с местным иереем, что станет поводом для обвинений его в сектантстве. Распутин припишет это дьявольским козням: «...и вот враг-злодей все же таки навел людей будто оказалось место лишнее и мне пришлось переселиться в другое место...»44

Характерна и современная церковная оценка взглядов Распутина на духовенство, изложенная в официальном документе Архиерейского собора, состоявшегося в октябре 2004 года.

«Отношение к духовенству у автора “Жития” сдержанно критическое. В своей оправдательной брошюре он не раз призывает посещать храм Божий, участвовать в церковных Таинствах и почитать священнослужителей, “какие бы ни были батюшки”. Но это “какие бы ни были” звучит в “Житии” навязчивым рефреном: “худой, да батюшка”, “ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки”, “наемник паствы”, “с барышнями танцует” и проч., и проч. Дело даже не в обличении тех или иных пороков, а в том, что о “других” священниках в “Житии” ничего не говорится, кроме глухого упоминания: “Ведь батюшка двояко есть — есть наемник паствы, а есть такой, что сама жизнь его толкнула быть истинным пастырем, и он старается служить Богу — наемник же на него всячески доносит и критикует”. В результате духовенство предстает в брошюре духовно немощным, расслабленным, нуждающимся в оправдании и снисхождении автора “Жития” и его читателей.

Подлинными же руководителями в духовной жизни в брошюре предстают не священники, а особые “опытные” люди, “избранные в духовных беседах”; их “опыт” противопоставляется при этом “букве”, “учености”. Именно “у избранников Божиих”, которые “будут сказывать не из книги, а из опыта”, и “есть совершенная любовь”. Они могут поучать и священников, и архиереев, у которых “замирают уста и они противоречить не могут”, поскольку “их учение остается ничтожным и слушают простые слова твои”. К числу таковых “опытных странников”, судя по названию, относит себя и автор “Жития”.

Обращает на себя внимание то, что “опытные странники”, согласно “Житию”, всегда гонимы и, по меньшей мере, находятся под подозрением. Гонителями “опытных людей” в “Житии” выступают прежде всего священники. Конфликт “истинных пастырей” с духовенством представляется автору постоянным и неизбежным. Призывая “в храме соединяться с Господом, принимать Святые Тайны три раза в год”, он неожиданно заключает: “Если все это сохранить в себе, то будут на тебя нападки, преследования разные и вообще будут священники пытать, на все нужна сила и Бог даст дарование — их буква останется дешевой ценой”. Автор явно что-то недоговаривает, хотя говорит слишком много. Священники предстают чуть ли не служителями антихриста: “Враг злодей ищет всех удобных случаев — батюшек науськивает ‘поборники — они других сект, не братство у них’, а то семейных всячески восстанавливает”»45.

В этом тексте очень точно расставлены акценты, и многие духовные люди, о Распутине сокрушавшиеся, признавали: его беда была в том, что «старец» не имел наставника, не прошел школы послушания. Если бы встретился на его пути человек, который сделался бы его водителем, все могло сложиться в жизни этого незаурядного человека иначе. Примечательно, что о том же самом писала и Матрена. По ее версии, старец Макарий из Верхотурского монастыря говорил ее молодому отцу: «Ты должен неустанно молиться о том, чтобы тебе было даровано понимание и руководство»46.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.