Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 10

Снимках павильонные портреты или сценки выполнены на таком фоне. В начале 1880-х годов в Америке вошли в моду фотопортреты во весь рост, которые декорировались различными аксессуарами — бутафорскими заглавными буквами, вьющимися растениями, частями стволов деревьев, на которые опиралась модель. В коллекциях МАЭ есть кадры, на которых позирующие опираются на фрагменты декоративных колонн, столики и т. п.

Процесс создания фотографии теперь кажется доступным и легким, в рассматриваемый период все было не так. Производство фотоснимков значительно осложнялось необходимостью самим фотографом готовить химикаты, эмульсии, реактивы, обрабатывать стеклянные негативы, производить многое другое на месте, часто в экспедиционных условиях. В конце XIX в. новейшее по тем временам техническое фотоснаряжение (хотя и неудобное, с громоздкими и тяжелыми камерами и штативом, ящиками, полными чувствительных и бьющихся стеклянных пластинок) постепенно становится необходимой частью оборудования экспедиционных поездок. Фотография как наиболее верное, объективное и доступное средство отражения ре^ьности становилась все полезнее в этнографической работе. На страницах фотографической периодики даже обсужд^ся вопрос о составе дорожных лабораторий, которые были необходимы для проявления негативов во время «фотографических экспедиций», т. к. «любой фотограф не в состоянии быть уверен в превосходстве своих негативов» [Фотограф-любитель 1890: 15].

Фотография в короткое время сделала заметные успехи и достигла совершенства. Однако средства и условия, которые были необходимы для ее производства, были так сложны, инструменты и приборы так громоздки и ломки, что в поездках это вызывало огромные издержки и затруднения. Экспедиционным фотографам приходилось возить с собой повсюду огромный багаж хрупких пластинок, подвергая их на каждом шагу случайностям путешествия. Нельзя забывать и о действии различных реактивов, часто новых, проходивших испытания, на организм фотографов, которые сами проявляли негативы и печатали снимки. Например, один из известных придворных фотографов А. И. Ясвоин, родственник одного из собирателей коллекций МАЭ, В. Ясвоин, был настолько отравлен подобными растворами, что достаточно было одного прикосновения к ним, чтобы у фотографа на теле образовалась рана.

Изобретение и развитие фотографии в России во второй половине XIX — первой половине XX в., появление моды на фотографию и увлечение иллюстрациями вызвали большой приток в МАЭ фотографического материала, который поступал из разных источников. В истории фотоколлекций музея нашли отражение этапы отечественной фотографии. Наиболее ранние фотокадры представлены парадными портретами и жанровыми «постановочными» сценками. Это объяснялось техническими сложностями при съемке (длительностью выдержки, при которой невозможно было передать модель в движении, и т. д.). Но, тем не менее, эти снимки интересны с этнографической точки зрения, так как их делали в привычных для данного народа условиях, в адекватной обстановке и точных костюмах. Эти постановки не носили театрализованного характера (с вымышленными или карнавальными костюмами и персонажами). Большинство коллекционных фотографий достоверно и потому являются для нас документальным источником.

В иллюстративном фонде МАЭ конца XIX — начала XX в. хранятся портреты представителей простого населения Средней Азии и Казахстана и элитарной части общества — парадные портреты бухарских эмиров, хивинского хана, их приближенных и членов семей. Снимать местную родовую знать имел право не каждый фотограф. Например, среди архивных документов сохранилось удостоверение фотографа тех лет, которое предоставляло специальное разрешение для фотографирования в Петербурге бухарского эмира.

Вспоминая технические трудности фотографирования первых иллюстративных коллекций музея, нельзя не учитывать сложности работы по созданию снимков среди мусульманских народов в связи с известным шариатским запретом изображать живых людей. Об этом писал художник В. В. Верещагин, рисовавший по памяти многие из своих произведений. Фотограф С. М. Дудин, а позже, в советские годы, и этнограф-иранист Э. Г. Гафферберг упоминали о трудностях и хитроумных уловках, к которым им приходилось прибегать во время фотографирования в экспедиционных условиях среди мусульманского населения.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.