Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 13

В первое десятилетие XX в. издание почтовых открыток с видами Туркестана, несомненно, переживало настоящий бум, возникли многочисленные открыточные издательства, которые, как правило, для воспроизведения пользовались собственными оригинальными фотонегативами. К этому времени относится серия литографических открыток видов Туркестана, хранящихся в МАЭ, на которых обозначены фамилии конкретных издателей — Глушкова и Полянина, которые были, возможно, и книготорговцами-издателями. Открытки этой коллекции нельзя в полной мере отнести к разряду так называемой коммерческой фотографии [Толмачева 2007]. И. Н. Глушков несколько лет проживший среди туркмен, был одним из собирателей вещевой и фотографической коллекций МАЭ по туркменам. Он был хорошо знаком с историей края и особенностями культуры населения. Поэтому изображения на открытках достоверны, они выполнены не в студии, а в реальной обстановке, и их можно отнести к научной фотографии.

К сожалению, о первых собирателях иллюстративных коллекций отдела удалось узнать немного. Не всегда изыскания в этом направлении приводили к успеху. Даже в написании их фамилий в документах отсутствует ясность: иногда встречаются разночтения, зачастую не обозначены инициалы.

На некоторые иллюстративные коллекции конца ХIХ в. регистрационные музейные описи были заведены лишь в XX в., в довоенное или даже послевоенное время. Таким образом, обнаруживается, что регистрировали иллюстративные поступления далеко не сразу. Первоочередной задачей сотрудников музея в конце XIX в. было прежде всего разобрать многочисленные вещевые коллекции, которые тогда как раз перевезли в МАЭ после передачи из Этнографического музея Русского географического общества (подробнее см.: [Станюкович 1977]).С этой работой штат музея не справлялся, о чем сообщал его директор академик В. В. Радлов в 1897 г.: «Богатые коллекции этнографических предметов, пожертвованные Императорским Русским Географическим обществом, по неимению рабочих сил до настоящего времени не разобраны и не каталогизированы. Прошу временно закрыть Музей для посещения публики» [Заседание 19 марта 1897].

К поступавшим иллюстративным материалам относились с недостаточным интересом. Регистрационные описи этих коллекций очень кратки, отсутствуют документы к ним. В первую очередь регистрировали, изучали, хранили и выставляли вещевые ко^екции, которые считались основными, а изобразительный материал — лишь их дополнением. Но теперь оказывается, что именно иллюстративные ко^екции в некоторых случаях являются единственным источником, который зафиксировал редкие и важные явления национ^ьной культуры. В 1916 г. старший этнограф Л. Я. Штернберг составил на основе принятой в МАЭ системы «Инструкцию для регистрации ко^екций». В ней были разработаны правила о порядке регистрации прежде всего предметных коллекций. По поводу иллюстративных оговаривалось лишь, что «негативы регистрируются отдельно от позитивов, но при регистрации тех и других отмечается при каждом нумере, какой нумер негатива (и обратно) ему соответствует. Желательно соответствие порядковых нумеров негативов и позитивов» [Штернберг 1916: 4]. Даже во втором переработанном издании «Инструкции для регистрации ко^екций» 1928 г. работе с иллюстративными материалами уделен лишь небольшой параграф, занимающий полторы строчки: «Негативы и позитивы с них регистрируются под одним номером, но для позитивов перед номером ставится буква “П”». [Штернберг 1928: 5]. Однако такой порядок регистрации в МАЭ до настоящего времени не сохранился.

В современных условиях исчезают характерные особенности культуры и быта народов, музейные иллюстративные коллекции зачастую остаются единственными свидетелями их жизни. Изучение музейного материала — дело новое. Вплоть до недавнего времени практически отсутствовали работы по выработке методики работы с этими материалами [Длужневская 2008].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.