Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 5

До появления фотографии непременными участниками экспедиций часто становились художники-путешественники. С помощью карандаша и акварели они старались как можно более детально и реалистично зафиксировать то, что не поддавалось описанию в тексте. Поэтому их работе в научных экспедициях придавалось большое значение. Однако рисовальщики чаще всего наиболее тщательным образом изображали в первую очередь то, что заинтересовало их. На протяжении XIX в. множество выдающихся русских путешественников работало на территории Средней Азии и Казахстана1. Они либо сами были хорошими рисовальщиками, либо в поездках с ними находился художник. К сожалению, подавляющее большинство этих произведений до нас не дошло. В этот период МАЭ не занимался целенаправленно сбором иллюстративных коллекций, тем более рисунков. Причины тому были разными, в том числе и недостаточное внимание к иллюстративным материалам со стороны администрации музея. Это объясняет, почему в настоящее время в отделе Центральной Азии МАЭ хранится незначительное количество рисунков.

В иллюстративном фонде отдела Центральной Азии доминирующее место занимают фотодокументальные коллекции. В процессе их изучения пришлось познакомиться с историей отечественной фотографии.

В России, как и в странах Запада, XIX в. стал эпохой рождения фотоискусства. Более чем всякое другое изобретение, фотография обратила на себя внимание всех слоев общества, публика увлеклась ею. Современники даже называли этот период «эпохой всеобщей фотографомании».

По мнению современников, 1848 г. стал особенным, «блистательным» в истории фотографии. С появлением стеклянных негативов возникли позитивы с отчетливыми изображениями, появилась возможность получения большого числа их копий [Светопись 1858: 72].

С момента изобретения фотография не оставляла никого равнодушным, в 1850—1860-е годы в отечественной и зарубежной печати даже велись споры о преимуществах живописи перед фотографией, о разнице между ними, наличии художественности и искусства в фотографии. В связи с этими вопросами в одном из специализированных фотографических изданий было справедливо подмечено, что живописец в своих работах не знает границ фантазии, а фотограф не может оторваться от действительности [Фотографическое обозрение 1865: 169]. Одни смотрели на фотографию как на искусство, другие воспринимали ее как область науки (так как именно ей она была обязана своим происхождением), третьи — как ремесло. Даже в 1920-е годы сохранялось предубеждение, что во власти фотографии находится слишком ограниченное число тем. Это положение опровег своими фотографическими снимками на этнографические темы и публикациями С. М. Дудин, показав, что область фотофиксации так же широка и неограниченна, как и у художника [Дудин 1921: 31].

Поначалу ряды любителей фотографии были немногочисленными. Способ «рисования светом», как называли в России в первое время фотографию, не сразу сделался всеобщим достоянием, немало препятствий создавали сложности фотосъемки. Появление сухих фотопластинок, ручных камер, необходимой аппаратуры, возможности получения всех нужных материалов сделало фотографию общедоступной. Это способствовало успеху фотографии и повсеместному распространению большего количества фотографов во второй половине ХIХ в.

С повсеместным распространением фотографии в России стали выходить специальные периодические издания, посвященные фотоделу. Для широкой аудитории начинающих фотографов печаталось большое количество описаний технических разработок оптических устройств и приборов, исследований различных способов фотосъемки и результатов их испытаний, новые рецепты приготовления растворов для проявления негативов и печати фотоснимков, полезные советы по уходу за объективами.

Среди практических указаний об особенностях фотосъемки отдаленных предметов, пейзажей, выполнения портретов в условиях павильонов фотостудий содержались и рекомендации для съемки животных, требовавшей специальных навыков: «При снимании лошади полезно хорошо промять ее и затем немедленно поставить на черту, которая предварительно отмечена на земле. Не следует медлить с экспозицией, потому что лошадь менее шевелится в тот момент, когда она остановлена» [Фотограф 1881: 118].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.