Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 6

В 1881 г. как сенсацию в фотографировании описывали создание американского альбома, в котором было собрано 200 моментальных кадров последовательных движений ног скачущей лошади. Для выполнения этих снимков предварительно были подготовлены опоры для лошади, ее путь вымостили резиной, установили белый фон, напротив которого поместили 24 камеры. В томе «Туркестанского альбома», хранящегося в МАЭ, есть документальный снимок 1871—1872 гг., сделанный с натуры, изображающий движение — скачку наездников. Изображение на кадре смазано, но это соответствовало техническим возможностям того времени.

О темпе распостранения в России фотографии свидетельствует тот факт, что в 1858 г. в Одессе было шесть фотозаведений и любители фотографии учредили с дозволения правительства свое общество и составили его устав. Члены общества переписывались с зарубежными коллегами и известными европейскими фотографами-практиками, «чтобы следить за всеми нововведениями и усовершенствованиями в фотографическом искусстве» [Светопись 1858: 121]. Эта общественная организация в Одессе стала первым Русским фотографическим обществом, хотя в справочных изданиях отмечается, что фотографический отдел при Одесском Пятом (фотографическом) отделе Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) был основан в 1887 г., а общество любителей фотографии в Одессе — в 1891 г.

Официально первым по времени возникновения в России фотографическим обществом был учрежденный в 1866 г. Пятый (фотографический) отдел светописи ИРТО. Собранием непременных членов был принят устав общества. Возглавляли его люди военные, председателем был генерал-лейтенант, товарищем председателя — генерал-майор. Возможно, это было связано с тем, что «казенные заведения», в частности Главный штаб в Петербурге, начали заниматься фотографией в числе первых в России. В качестве примера можно назвать фотоколлекции отдела Центральной Азии МАЭ — фотоальбомы «Туркестанский альбом» 1871—1872 гг., «Виды и типы Хивинского ханства» Г. Е. Кривцова 1873 г., «Типы народностей Средней Азии» В. Ф. Козловского 1876 г., выполненные силами военных фотографов-специали-стов. Г. Е. Кривцов как автор фотографий упоминается в периодике и изданиях конца XIX в. как подпоручик, затем капитан. В. Ф. Козловский в 1870-е годы находился в Ташкенте вместе с действующей армией. Литографии с его снимков воспроизводились в связи с движением русских войск (портреты начальников главного отряда, штаба, частей туркестанского отряда и т. п.)2.

В опубликованном «Личном составе общества» — действительных членов Пятого (фотографического) отдела светописи ИРТО, а также среди тех, кто сотрудничал с ним, встречаются имена некоторых фотографов — авторов и собирателей фотоколлекций МАЭ (В. Ясвоин, Л. П. Полторацкая, А. И. Шпаковский, Вишневский3). Пятый отдел приглашал всех желающих фотографов-любителей и профессионалов присылать о себе сведения.

В конце XIX в. в разных городах России стали возникать первые фотографические общества, которые объединяли фотохудожников и фотолюбителей. Кроме Пятого фотографического отдела ИРТО в Петербурге действовали его отделения, а также Общества любителей фотографии в других городах европейской части России, Дальнего Востока, Кавказа, кроме того, в Ашхабаде (с 1897 г.), Семипалатинске (с 1897 г.), Ташкенте (с 1899 г.) [Фототворчество России 1990: 10]. С 1896 г. в Петербурге существовало два фотографических общества, к 1910 г. в Ташкенте насчитывалось двадцать фотоателье [Голендер 2002: 10].

В 1860-е годы в городах России создавались первые фотокружки и фотостудии, в европейских городах в это же время фотографические общества уже устраивали международные фотовыставки с целью распространения фотографии, определения ее значения для общественных и научных нужд, выявления лучших работ и мастеров. Так, в 1865 г. в Берлине состоялась фотовыставка, в работе которой принимали участие фотографы Москвы и Петербурга. К выставке в Берлине был издан каталог, из которого видно, что выставка состояла из шести отделов, главным среди них был отдел портретов. Работа каждого мастера оценивалась по «изящному вкусу, умению управлять светом и отличному техническому выполнению» [Фотографическое обозрение 1865: 407].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.