Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 8

Фотография принесла неоценимую пользу не только объективностью даваемых результатов, легкостью и быстротой получения их, но и возможностью изготовления неограниченного количества совершенно одинаковых отпечатков с одного снимка. В настоящее время нет ни одной научной области, в которой бы не использовались возможности фотографии.

Ученые, художники и любители стали применять фотографию к научным и практическим целям. В гуманитарных науках ее нач^и с успехом использовать в археологии, она сделалась незаменимой при снятии копий с рукописей. Было замечено, что фотография создав^а впечатление работы с оригиналом, т. к. передав^а не только почерк рукописи, но даже мельчайшие подробности — пятна, копоть и т. п. Фотография оказала огромное воздействие на этнографическую науку, для которой также были важны объективность и документ^ьность данных, а также возможность иллюстрировать изображениями текстовый материи. Еще в период светописи современники предсказ^и новому виду искусства выдающуюся роль в науке: «Каким важным пособием будет оно для путешественников и особенно для ученых обществ и ученых по изучению памятников» [Стасов 1856: 361].

Новый вид изобразительного искусства предоставил в распоряжение исследователей возможность замены словесного впечатления визуальным отображением, удовлетворял потребность в изображении того, что часто вообще остав^ось за рамками описаний. От фотографии ждали разнообразных применений и в особенности к путешествиям, в том числе с научными целями. Фотография изображ^а местности и предметы, снятые на месте, оставляя наглядные воспоминания, прекрасные иллюстрации к рассказам и зрительным впечатлениям. С фотографическими снимками можно было проследить шаг за шагом рассказ очевидцев, проверить собственными глазами справедливость их описаний. В 1880-е годы на страницах фототехнической периодики специально для путешественников рекламировали прибор для мгновенных съемок — «Камеру Турист». По мнению изобретателей фотоаппарата, он занимал мало места и делал довольно резкие изображения.

Применение фотографии в области наук, безусловно, способство-в^о процессу накопления знаний, содействов^о расширению этнографических источников в России. Возникновение и развитие этнографической фотографии совпало со временем создания научных этнологических и народоведческих обществ, выставок, музеев, которые в своей деятельности использов^и изобразительный материи. В этот же период множатся иллюстрированные издания, работа которых пере-страив^ась в расчете на новые потребности читателей. Уже в 1858 г. воображение издателей предсказывало осуществление их мечты: «Может быть, близко то время, когда все лучшие произведения книгопечатания будут иллюстрированы фотографиями. Сколько пользы можно ожидать от подобных изданий, в особенности когда они будут касаться путешествий и ученых исследований!» [Светопись 1858: 44].

История фотографии XIX в. была пронизана идеей о возможности передачи натурального цвета на снимке. Для достижения этого проводили различные опыты: «Может быть, мечта эта осуществится <_> рано или поздно найден будет ключ к этой тайне, составляющей теперь предмет надежд и сомнений для многих занимающихся светописью» [Светопись 1858: 44].

Процесс фотографирования постоянно совершенствовался. Существовало несколько вариантов создания раскрашенных фотографий, в том числе иллюминированными масляными красками по стеклянному негативу. Не всегда они были удачными. Наиболее простым способом считались фотоакварели с помощью водяных красок. Примеры таких частично либо полностью раскрашенных фотокадров встречаются среди коллекций отдела Центральной Азии МАЭ — снимки И. С. Полякова 1880 г. и С. М. Дудина 1899 г.

Предшественниками стереофотографий были так называемые «двойниковые снимки», получение которых в 1860-е годы было занятием хлопотным и нерезультативным: «Позирующую особу устанавливают сначала в одной позе, на половине матового стекла, разделенного на две части картоном, экспонируют надлежащее время, затем, закрыв объективом, устанавливают особу в другую соответствующую первой позу на другой половине матового стекла и экспонируют столько же времени^» [Фотографическое обозрение 1865: 344]. На рубеже XIX и XX вв. получили популярность стереоскопические снимки. В иллюстративном фонде МАЭ они представлены в коллекции Е. Н. Павловского 1908 г.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.