Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иллюстративные коллекции по народам Центральной Ази - Страница 9

При работе с историческими фотографиями нельзя не заметить, что фотоработы второй половины XIX — начала XX в. наклеены на картонные бланки или, как их называли, паспарту. Необходимость наклеивания фотоснимков на картон была вызвана введением в употребление тонкой альбуминной бумаги, на которой печатали позитивные отпечатки. Она моментально свертывалась в свиток, поэтому особое внимание обращалось на наклейку фотографии на картон и необходимость «сплачивать с ним в одно целое посредством сатинирного пресса». В связи с этим у фотографов возникал вопрос поисков специального клея [Фотограф 1881: 198]. Фотографические бланки для наклейки позитивных отпечатков на альбуминной бумаге стали предметом первой необходимости для всех фотографов, в первую очередь для профессионалов. Они придавали изящный вид даже посредственно исполненной фотографии.

Более ранние фотографические снимки МАЭ второй половины XIX в. выполнены на паспарту белого, изредка светлого картона единственной в то время в Петербурге фабрики по производству бланков Г. Коппа и Г. Глейцмана. На них отсутствуют какие-либо украшения в виде виньеток или золотистых рамок. Самая ранняя фотография отдела Центр^ьной Азии — снимок Вишневского из Астрахани (портрет Джангир-хана Внутренней казахской орды, датируется не позднее 1845 г.) наклеен на паспарту белого цвета. В качестве украшения на паспарту использовано лишь клеймо фотоателье Вишневского. На более поздних коллекционных фотографиях паспарту украшены золотым тиснением.

Сначала весь картон для паспарту в Петербург шел из-за границы. Со временем потребность в изящных картонных бланках различных форматов с художественной гравировкой стала увеличиваться. Кроме фабрики Г. Глейцмана по специальному изготовлению бристольского картона (она была устроена на основе собственной литографии и имела единственный в Петербурге фабричный магазин по продаже паспарту) в 1879 г. появ^ось второе в России заведение по изготовлению картона — новая фабрика Ширл и Скамони.

Впоследствии мастера стали наклеивать свои снимки на собственные фирменные паспарту, которые на обороте украш^и рекламой своей фотомастерской. В качестве примера можно привести красочные оборотные стороны снимков известных фотографов В. Ясвоина, А. Ренца, Ф. Шрадера, а также профессионального мастера А. К. Энгеля и фотографа-любителя К. Н. де-Лазари из фондов МАЭ.

На снимках более раннего времени авторство фотографов устанав-лив^ось клеймом ателье, как на снимках Вишневского 1840-х годов, А. И. Шпаковского 1860 г., позже — К. Н. де-Лазари, Н. Н. Щербина-Крамаренко, А. К. Энгеля. В некоторых случаях фотографы подписывали свои негативы, как в коллекции И. Ф. Барщевского ^и Н. Ордэ из собраний МАЭ. Иногда авторы подписыв^ись на паспарту под каждым снимком (коллекция И. С. Полякова).

Все эти, казалось бы, мелкие и незначительные технические вопросы, которые к тому же ушли в далекое прошлое, необходимо учитывать при будущей реставрационной и грамотно организованной храни-тельской работе с иллюстративными коллекциями МАЭ.

Кроме паспарту украшением фотоснимков считался фон. Долгое время рекомендацией начинающим фотографам при съемке было использование в качестве фона драпировки. На многих старых музейных

Оборот снимка «Эмир Бухарский Мир-Сеид-Абдул-Ахад-Богодур-хан». А. Ренц, Ф. Шрадер. После 1890-х годов. Бухара. Оседлое население Западного Туркестана. МАЭ. Колл. № 1695-5



Оборот снимка «Эмир Сеид-Абдул-Ахад».

В. Ясвоин. 1893 г. МАЭ. Колл. № 1695-4

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.