Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 10

В 1450 г. Евгенику пришлось покинуть Город из-за униатской политики власти, поэтому не подлежит сомнению, что в начале 1453 г. он также был persona поп grata. Однако главным препятствием к возвращению Евгеника в Константинополь были, конечно же, военные события, связанные с осадой Города турками.

Относительно серьезности намерений Мехмета II захватить византийскую столицу все сомнения отпали после возведения им близ Константинополя крепости Румели-Хисар, которая была завершена к концу августа 1452 г. В январе-феврале 1453 г. несколько итальянских судов еще смогли прийти в Константинополь, но в марте 1453 г. начался сбор турецкого флота у Галлиполи, и к самому началу мая вся турецкая армия вместе с султаном уже стояла у стен Константинополя. В ситуации крайней опасности, а затем и блокады города с суши и моря весьма уже немолодой по понятиям того времени Иоанн Евгеник вряд ли мог попасть из Мистры в столицу гибнущей империи, даже если бы этого и захотел.

Обратимся, наконец, к фразе из Монодии, которая позволила Ив. Дуйчеву, а за ним и ряду других исследователей, утверждать, что весной 1453 г. Иоанн Евгеник был в гибнущей столице: «Я, увидев, прочувствовав и услышав все это, о несчастный, сохранился до настоящего времени, чтобы увидеть общее несчастье скорбеть о нем. Разве не прокляну я день, в который был рожден, с куда большим основанием, нежели Иов?»^ Подлинным указанием на участие в событиях могли бы являться, собственно, только слова яйута iStbv ёую — «я, увидев все это...». Но могут ли они служить достаточным аргументом в пользу аутопсии в таком риторическом произведении, как монодия? В этом тексте почти что нет описаний конкретных событий и обстоятельств. К тому же Евгеник указывает в монодии и на то, что о падении Города ему рассказали другие: «Услышав впервые, я долго не верил и считал, о безумный, что говорящие это празднословят, безумствуют и богохульствуют, или же возвещают невероятное'».

Все это подтверждает предположение о том, что Иоанн Евгеник лично не был свидетелем падения Константинополя. Его монодия на это событие была написана на Пелопоннесе, и даже нет никаких свидетельств о том, что он потом когда-либо возвращался в столицу погибшей империи. Иоанн Евгеник закончил свои дни на Пелопоннесе, куда он выехал из Константинополя еще в 1450 г.

3. СОЧИНЕНИЯ ИОАННА ЕВГЕНИКА

В отличие от Марка Эфесского, который писал по большей части лишь тогда, когда того требовали обстоятельства церковной жизни или же из ряда вон выходящие события (как, например, падение Фессалоники), Иоанн Евгеник писал постоянно и по самым разным поводам. Любое событие могло стать поводом — вопрос был лишь в выборе жанра. Как и у многих византийских интеллектуалов той эпохи, спектр жанров, в которых творил Иоанн Евгеник как профессиональный писатель, был весьма широк. При этом общий объем его произведений куда меньше, чем, например, у Геннадия Схолария (также крайне разностороннего писателя) или Сильвестра Сиропула. У нас нет веских оснований подозревать, что из его творчества не сохранились какие-либо значительные произведения. Либо слишком много времени и сил отнимало диаконское и чиновное служение, либо Иоанн работал медленнее и обстоятельнее других.

На сегодняшний день известно собрание из 32 писем и 87 других произведений Иоанна Евгеника, которые можно отнести к девяти жанрам. Ему принадлежит обширная переписка, богословские сочинения, гимнографические произведения, гомилии, речи, экфрасисы, монодии, эпитафии, метрические стихи. Наиболее исследованными в его творчестве можно считать письма, монодии, эпитафии, экфрасисы, отчасти речи. По крайней мере письма, эпитафии, экфрасисы и речи Евгеника изданы целиком.

Всего из известных нам 87 его произведений (не считая писем) издано 53, то есть около 60%. Произведения различных жанров распределяются по количеству изданных текстов следующим образом: письма, экфрасисы и речи изданы все, богословские сочинения — 2 из 5, гимнография — 12 из 20, гомилии — 6 из 17, речи изданы все, монодии— 4 из 5, метрические стихи — 3 из 6, varia — 7 из 15.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.