Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 2

Самым важным и объемным из его произведений является Антирретик — единственное в поздне - и поствизантийской литературе построчное опровержение Ороса — вероучительного определения — Флорентийского собора. В конце XVII в. Антирретик был издан Иерусалимским патриархом Досифеем, но без какого бы то ни было комментария, по наименее авторитетной рукописи и с большим количеством іірточішстеіі, НеЛолыпис отрывки из Антирретика были переведены II XVII в, на латинский язык. Что касается рукописной традиции — текст дошел до нас в шести рукописях (максимальное количество для сочинений Евгеника). При этом Monacensis graecus 256 содержит, как установил Б. Л. Фонкич, авторские дополнения и правку. Благодаря этому теперь уже не возникает никаких сомнений в том, какой именно список должен лежать в основе нового критического издания.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Жищни и творческому наследию Иоанна Евгеника посвящено две монографии и около тридцати статей. В некотором смысле Евгенику повезло гораздо больше, чем многим другим византийским авторам, особенно последних веков существования Византии.

Впервые интерес к Иоанну Евгенику возник в XVII столетии. Впрочем, он носил исключительно «прикладной» характер и касался участия Евгеника в антилатинской полемике середины XV в. Возможно, именно поэтому в центре внимания оказался Антирретик как его самое обширное антилатинское сочинение. В 1655 г. Лев Алляций издал в Риме сборник текстов, посвященных проблеме чистилища'. В сборнике были помещены те сочинения, которые так или иначе оправдывали концепцию чистилища, но была также приведена и небольшая подборка богословских произведений, отвергающих эту догму. В этой подборке Алляций привел отрывок из Антирретика против учения о чистилище, снабдив его латинским переводом и небольшим крайне негативным комментарием.

В 1692 г. патриарх Иерусалимский Досифей издал в Яссах большой сборник антилатинских сочинений^ в котором впервые было полностью напечатан Антирретик.

В середине XIX в. отрывок из Антирретика, посвященный опровержению учения о чистилище, был переиздан В. Лохом^, который внес в текст несколько исправлений. С того времени Антирретику не было посвящено ни одного отдельного исследования.

Новый этап в изучении наследия Иоанна Евгеника начался в конце XIX столетия, когда Э. Легран издал в 1892 г. ряд его писем'*. Французского исследователя интересовала не полемическая деятель-‘ Allatius 1655.

^Тбцо? катаЯ. ХатГ1? 1692. ^Loch 1842.

^Legrand 1892.

Ііость Иоанна, а контакты между итальянскими гуманистами и их иизантийскими наставниками и друзьями, среди которых был и Евгеник. И конце XIX — начале XX в. на Западе пробуждается интерес к поздневизантийским авторам. Миссионерские интересы подкреплялись научными исследованиями в сфере православного богословия после разделения церквей. Такие ученые, как Л. Пти, М. Жюжи, Кс. Сидерис, совмещали научную византинистику с католической пастырской деятельностью. В начале XX в. было написано несколько статей об Иоанне Евгенике, которые не утратили своей ценности до сегодняшнего дня. В первую очередь необходимо назвать статью (',. Петридиса «Сочинения Иоанна Евгеника», вышедшую в журнале ¦ Echo d’Orient» в 1910 г.‘ Это была первая работа, посвященная непосредственно Иоанну Евгенику. На ней основывался С. Салавилль, написавший статью об Иоанне Евгенике для «Dictionnaire de Thёologie Catholique»'^, изданного в 1913 г., статьи В. Лорана® (1963 г.) и У1. Стирнона'1 2 (1972 г.) с одинаковым названием — «Иоанн Евгеник».

Определяющим в деле изучения наследия Иоанна Евгеника было издание большинства его сочинений греческим ученым и общественным деятелем Спиридоном Ламбросом®. С начала 10-х по 30-е гг. XX в. он издал множество поздневизантийских текстов, в том числе относящихся к последним десятилетиям византийской истории и так или иначе связанных с Морейским деспотатом. Именно Сп. Ламброс издал всю известную на сегодняшний день переписку Иоанна Евгеника, а также и ббльшую часть остальных его сочинений на очень высоком уровне и с учетом всех доступных рукописей. Неизданными остались только несколько богословских текстов, среди которых был и Антирретик.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.