Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 3

Ряд исследователей из славянских стран занимались в середине XX в. исследованием рецепции Монодии на падение Константинополя, популярной в древнерусской литературе.

Имя Евгеника упоминается в большинстве исследований, посвященных Флорентийскому собору® и св. Марку Эфесскому^, культуре тогдашней Византии и Трапезунда® или Морейского деспотата®. Участию Иоанна Евгеника во Флорентийском соборе и его отношению к этому событию посвящена статья К, Цирпанлиса «Иоанн Евгении и Флорентийский собор3', ианачалыю являвшаяся главой его книги о Марке Эфесском3.

В 80-е — 90-е гг. XX в. было написано две диссертации об Иоанне Евгенике, одна — на новогреческом языке, и одна — на русском.

Первая диссертация — «Иоанн Евгении: жизнь, церковная деятельность, сочинении3'' — принадлежит греческому исследователю А. Йомблакису. Она является не столько исследованием, сколько систематизацией того, что было сделано другими учеными почти за сто лет, прошедших с начала изучения наследия Иоанна Евгеника. В работе дается и общее описание жизни и сочинений Евгеника. В диссертации А. Йомблакиса содержится наиболее подробное на сегодня описание Антирретика. В ней в том числе дается список рукописей и изданий, а также содержание этого сочинения по параграфам и главам так, как их выделили издатели XVII в. Но этим, можно сказать, и исчерпывается все, что написано про Антирретик.

Вторая работа защищена М. М. Бандиленко на историческом факультете МГУ в 2000 г. в качестве кандидатской диссертации'3 «Византийский писатель XV в. Иоанн Евгении и его творческое наследие». В первую очередь в ней рассматривается эпистолография Иоанна. Работа М. М. Бандиленко сегодня является наиболее полным новым обзором жизни и творчества Иоанна Евгеника.

С некоторыми выводами работы нельзя согласиться. Так, М. М. Бандиленко пишет об Иоанне Евгенике: «В границах греческого мира заключалась его ойкумена, что же происходило вне этих границ, его не интересовало. Возможно, в этом заключается ответ на вопрос, почему в своих произведениях Евгеник никак не проявляет своего отношения к туркам и турецкой опасности... Характерно, что мы не найдем в произведениях Евгеника проявлений его отношения к западноевропейским народам: он выступает против „латинян", но только потому, что посредством Флорентийской унии „латиняне" ворвались в сферу его интересов... Итак, в его представлении существовал единый и замкнутый греческий мир — государство ромеев, и этот мир, живущий древней традицией и „отеческими догматами", способен существовать до тех пор, пока в него не вторгается некая сила извне. Такой силой стали „латиняне" со своим „нововведением", которое противоречило древней традиции»'. В этой трактовке имеет место значительное упрощение низантийского мироощущения. Можно ли утверждать, что латиняне просто «мешали» византийцами жить своей замкнутой жизнью? Даже если в приведенном отрывке хотя бы «раскавычить» ключевые слова, смысл окажется иным.

«В письмах Иоанна Евгеника, — пишет автор работы, — мы найдем упоминания и о чужих детях. Так, Иоанн пишет Георгию С. холарию о некоем юноше, который, скорее всего, является сыном последнего: „Мы знаем, что этот юноша является близким тебе двояко: по крови и по наследственным дарованиям, каковые, наилучшие и совершенные, он перенял от тебя, своего великого отца, с пеленок и свивальников... ты получил его имеющим от Бога совершенное здоро-В1>е, а в добавление к этому еще и полученную от тебя философию и умозрение". В письмах Иоанн беспокоится „о здоровье этого юноши в связи с эпидемией чумы, но также и о его обучении"»*. Ради исторической справедливости стоит заметить, что речь в письме Евгеника идет не о сыне Схолария (у которого и до монашества никогда не было семьи), а о его племяннике Феодоре Софиане, который был ему заодно и крестником. Что касается беспокойства Евгеника о здоровье юноши в связи с эпидемией чумы — на это у него были все основания: Феодор С. офиан умер как раз во время этой эпидемии...

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.