Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 4

Необходимо отметить ряд статей Б. Л. Фонкича, посвященных автографам Иоанна Евгеника^. Б. Л. Фонкичем выявлен ряд автогра-(|)ов писателя, что нередко делает необходимым переиздание его текстов, ранее изданных по второстепенным и часто неполным рукописям. Так, например. Монодия на падение Константинополя Иоанна Іівгенйка была издана Сп. Ламбросом по списку Paris. Suppl. gr. 687, в котором содержится неполный текст монодии. Б. Л. Фонкич установил, что «Венский список монодии (Phil. gr. 183) представляет собой беловую копию, выполненную автором <...> в июне—декабре 1453 г.»'*, что первоначально он был частью рукописи Paris, gr. 2075.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

ЖИЗНЬ и НАСЛЕДИЕ ИОАННА ЕВГЕНИКА 1. БИОГРАФИЯ ИОАННА ЕВГЕНИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Иоанн Евгеник (ок.1400 — после 1457 г.) — один из последних мизантийских писателей, интеллектуалов и церковных деятелей. Его имя было связано со всеми главными событиями последних лет существования Византийской империи: надвигающейся турецкой опасностью и гибелью государства, последним взлетом культуры, взаимоотношениями с западным христианским миром. Флорентийским собором, унией. С детства он был близок к верхушке византийского общества того времени, получал образование у наиболее известных учителей, стал клириком Великой Церкви и высокопоставленным чиновником патриархата, участвовал в объединительном Флорентийском соборе, но покинул его гораздо раньше официального закрытия, после чего попал и немилость у церковных и светских властей. Затем Иоанн присоединился к противникам унии, которых возглавлял его брат Марк Евгеник, митрополит Эфесский, а после смерти последнего — Геннадий Схола-рий, первый Константинопольский патриарх эпохи туркократии. Многие считают, что Иоанну довелось быть свидетелем падения Константинополя, и что свою жизнь он закончил в сане митрополита Лакедемона.

Представления о личности Иоанна Евгеника во многом обусловлены тем, что он был братом св. Марка Эфесского — одной из ключевых (1)игур той эпохи. Личность Марка надолго оставила в тени Иоанна и как исторического деятеля, и как писателя. После издания Сп. Ламбро-сом десятков сочинений Иоанна Евгеника стало очевидным, что перед нами не просто младший брат великого Марка Эфесского, но весьма интересный и необычный писатель, творивший в разных жанрах. Изучение рукописей и выявление ряда автографов Иоанна открыло в нем переписчика-каллиграфа.

Для современников Иоанна и греков эпохи туркократии одной из самых важных сторон деятельности Иоанна Евгеника была его принадлежность к антиуниатской партии. Однако даже эта сторона его деятельности остается недостаточно исследованной. Многие из его произведений все еще не изданы. Главное из них — Антирретик, — было полностью издано лишь однажды — Иерусалимским патриархом Досифеем в 1692 г. Таким образом, богословские и, в частности, антилатинские сочинения Иоанна Евгеника нуждаются сегодня не только в исследователе, но и в издателе.

В конце 20-х гг. XX в. Д. С. Спиридонов, издавая одну из эпитафий Иоанна Евгеника, писал, что биография его почти не изучена4. И до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов.

Основным источником по истории семьи Иоанна Евгеника и по начальным годам его собственной жизни является Синаксарь Марку Эфесскому, который Иоанн составил вскоре после смерти своего брата^.

Отец Иоанна происходил из благородного трапезундского рода и вскоре, после женитьбы в 1389 г. на дочери врача по имени Лука, стал диаконом. Возможно, рукоположение состоялось уже в Константинополе, куда родители Иоанна переехали вскоре после свадьбы. Детей у них было двое — старший Мануил и младший Иоанн. Мануил (будущий Марк Эфесский) родился в 1392 г., Иоанн был младше его на несколько лет. Что касается года рождения Иоанна Евгеника, у нас нет об этом точных данных. Вероятно, Иоанн родился в 1400 г., так как в одном из писем Схоларию он называет его ровесником, а Схоларий родился как раз в 1400 г. И все же, при отсутствии иных свидетельств, 1400 г. — лишь примерная дата рождения Иоанна, которую нельзя считать безусловной.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.