Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 5

Карьера Георгия Евгеника была весьма успешной. Ко времени рождения Мануила он был уже диаконом Великой Церкви. В 1397 г.

' Спиридонов 1928. “Изд.: Petrides 1910.

Георгий стал логофетом Великой Церкви, в 1400 г. — протонотарием, и с 1402 г. — сакеллием. В должности сакеллия Георгий Евгеник оставался до самой смерти. Помимо службы в патриархате, Георгий 1'!нгеник был главой школы (либо своей собственной, либо той, что находилась при Святой Софии). В этой школе у Георгия учился его старший сын Мануил. Иоанн вряд ли успел поучиться в школе своего отца: Георгий Евгеник умер в 1405 г.

Относительно места рождения Иоанна точных сведений нет. На •»ту роль претендуют Константинополь, Трапезунд и остров Имврос. Сторонником трапезундского происхождения Иоанна Евгеника был К. Крумбахер', указывавший на соответствующие корни семьи Евгени-ков и многочисленные связи Иоанна с этим независимым греческим государством. Греческий исследователь О. Лампсидис^ считал, что гипотеза Крумбахера опровергается самим Иоанном Евгеником в его Экфрасисе Трапезунда, где он заявляет, что приносит if) л6А, еі. Tfj аі6т|) IWbpov ^Evvov. Невозможно быть уроженцем города, считает О. Лампси-дис, и приносить ему при этом «чужеземный дар» (5йроу ^dwov).

Софроний Евстратиадис, автор каталога рукописей афонской И('ликой Лавры, считал родиной Иоанна остров Имврос. Он утверждал тто на основании идентификации с нашим Иоанном одного из писцов Лаврской рукописи ?2 72 — имвриота из семьи Метаксопулов по имени Иоанн Евгеник®. Замечу, в опровержение этой гипотезы, что свой Экфрасис острова Имврос Иоанн Евгеник опять-таки назыает Scapov ^^.wov^. Однако главным здесь является то, что отождествление почерка Иоанна Евгеника — писца рукописи ?2 72, которая выполнена в 1425 г., и почерка нашего Иоанна Евгеника, пусть даже в молодости, ошибочна. Это установил Б. Л. Фонкич. «Перед нами, — пишет исследователь, — совсем другой писец, обладающий заурядным, отнюдь не каллиграфическим, как у Иоанна Евгеника, почерком, но имеющий такое же имя и прозвище»®. Таким образом, гипотеза С. Евстратиадиса об имвриотском происхождении Иоанна Евгеника теряет свою убедительность.

Остается версия константинопольского происхождения Иоанна І інгенйка. Она основывается на том, что родители Иоанна с конца 80-х гг. XIV в. живут в Константинополе, и уже Мануил Евгеник родился в 5 4 столице. Иоанн Евгеник в Синаксаре св. Марку писал следующее: «Сей великий светильник... воссиял из великого и царствующего града, сего знаменитого Константинополя; в нем он родился, был вскормлен и воспитан и, наконец, в преставлении Богу отдал ему священное свое тело»4. После рождения Мануила его родители продолжали жить в Константинополе, о чем свидетельствует карьера Георгия Евгеника.

Иоанн вместе с Мануилом учились в школе Иосифа Вриенния. Среди их учителей были Иоанн Хортасмен (в будущем митрополит Силимврийский) и Игнатий Метаклиф. Иоанн Евгеник уверяет, что они с братом были отданы в эту школу, желая учиться у наставников «наилучших и наиболее известных»**.

Позже в школе Вриенния Иоанна и его брата наставлял «философ и грамматик» Гемист Плифон. Мануил Евгеник на всю жизнь остался связан с Константинополем: он почти никогда по своей воле не покидал столицы. Духовным наставником Мануила стал патриарх Константинопольский Евфимий. После школы Вриенния Мануил сам стал преподавателем и занял место отца со званием ритора. Это была как собственно «академическая», так и церковная должность, так как одной из обязанностей по ней было толкование Священного Писания в храме. В возрасте 24 лет, то есть около 1416 г., Мануил был уже нотарием риторов.

Иоанн, вероятно, в большей степени, чем брат, находился под влиянием Плифона. После окончания образования в константинопольской школе Иоанн Евгеник отправился на Пелопоннес, где стал одним из учеников Плифона, который с 1405 г. и до самой своей смерти жил в Мистре, лишь изредка посещая столицу^. Его ученики делились на «внешних» (ё^сотерікоі) и «посвященных» (еіосотерікоі). Иоанн Евгеник, как и его брат Мануил, был для Плифона «посвященным».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.