Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 7

Вторая половина 30-х гг. отмечена для Иоанна Евгеника Ферраро-Флорентийским собором, — быть может, одним из важнейших событий во всей его жизни. Как высокий чиновник Константинопольского патриархата Иоанн был обречен на участие в соборе, а как представитель византийской церковной и интеллектуальной элиты и как брат Марка Эфесского обречен на активную позицию в отношении соборных решений.

Ферраро-Флорентийский собор, вернее, та его часть, которая касалась Восточной церкви, была посвящен двум задачам; объединению Православной и Католической церквей с утверждением общего для всех вероучения и созданию предпосылок для спасения остатков Византийской империи от турецкой экспансии с помощью сил Запада. Первое было условием второго. Пока Константинополь пребывал в разделении с западным христианством, Рим и западные государства отказывали ему в военной и материальной поддержке. Для многих византийцев это было достаточным аргументом для переговоров с католиками. Сторонниками общего собора были император Иоанн VIII, патриарх Константинопольский Иосиф, Виссарион Никейский, Исидор Киевский. Из будущих вождей антиуниатов сторонниками объединения были Марк Эфесский, Геннадий Схоларий и др. В июле 1439 г. состоялось подписание акта о единстве, который представлял собой вероучительное определение, орос, Флорентийского собора. Но тут оказалось, что вместо торжества истины произошло подчинение Восточной церкви Риму, а вместо единства — уния. Большинство греческих делегатов, присутствовавших на соборе, смирились с таким поворотом событий. Из восточных делегатов, оставшихся до конца собора, орос не подписал только митрополит Эфесский Марк (Евгеник), который был главным, если не единственным, богословом на соборе с православной стороны. Ряд лиц, среди которых был и его брат Иоанн Евгеник, покинули собор задолго до его окончания. Их подписей, соответственно, на итоговом документе также не оказалось.

По возвращении в столицу большинство подписавшихся греков пересмотрели свои позиции, заявляя, что подписи были поставлены ими под давлением латинян или собственных властей. Лишь немногие, как Виссарион Никейский и Исидор Киевский, до конца жизни остались убежденными униатами, уехав в Италию и получив высокие чины в Католической церкви. Некоторые из прежних сторонников унии, такие, как Схоларий, искренне вернулись в Православие. Другие же, как Лмируци, в свое время сделали это, вероятно, из тактических соображений. Марк Эфесский возглавил православное сопротивление и вместе со своими единомышленниками добивался полного отвержения Флорентийской унии со стороны Восточной церкви. Иоанн Евгеник был со своим старшим братом по одну сторону баррикад.

Иоанн отплыл на собор в ноябре 1437 г. вместе со всей делегацией православных. Соборные заседания начались в марте 1438 г. в Ферраре. Там успели обсудить вопрос о чистилище и об исхождении Святого Духа. Позднее, из-за эпидемии чумы и материальных затруднений, собор переместился во Флоренцию. Во Флоренции 5 июля 1439 г. был подписан соборный орос, явившийся капитуляцией восточной делегации перед латинянями. Иоанн Евгеник этого уже не застал: 14 сентября 1438 г. он по благословению патриарха Иосифа покинул Феррару под предлогом опасности чумы.

Собор и подписание униатского ороса стали для Иоанна не только богословской проблемой, но и человеческой болью: ведь как лидеры униатов, так и главы православного сопротивления были для Иоанна близкими людьми. Марк Эфесский был его братом, Плифон, сохранив->. Чак, 3154 ший на тот момент верность Православию, — учителем, а Виссарион, Исидор, Схоларий — близкими друзьями со времен обучения в Мистре. «Нас нелепо разделили!» — писал Иоанн в одном из своих писем'. Во многих случаях дружба заканчивалась как раз переходом старых друзей в униатство. Одно из писем Иоанна Виссариону Никейскому содержит характерную ремарку — «Виссариону до латинствования»^, то есть фактически до собора.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.