Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 8

Ценным источником по участию Иоанна Евгеника в деятельности собора являются Воспоминания великого экклесиарха Сильвестра Си-ропула. Из них следует, что участие Иоанна в работе собора было скорее формальным, связанным с его должностью номофилака. Выражать собственное мнение от Евгеника не требовалось. И так было бы вплоть до подписания Ороса. Однако Иоанн предпочел выразить свое отношение и сделал это, покинув собор. Подробнее речь об этом пойдет ниже.

Основным источником, дающим представление об отношении Иоанна Евгеника к унии, является его Антирретик — опровержение Флорентийского Ороса, о котором подробнее речь пойдет ниже, а также письма. Большая часть писем Иоанна написана после собора и адресована греческим церковным и политическим деятелям, которых Иоанн хотел вернуть в Православие или подвигнуть на активную борьбу с унией. Среди адресатов его писем и речей — сам император Константин XI, Виссарион, Лука Нотара и др. Судя по всему, Иоанн Евгеник сразу принял антиуниатскую сторону и никогда не испытывал колебаний в отношении к унии, в отличие от таких людей, как, например, Георгий Схоларий. Позиция Иоанна, как о ней свидетельствуют его сочинения, определенная и жесткая. Он даже против икономии (канонического снисхождения) в отношении латинствующих^. Вероятно, в формировании такой последовательной позиции значительную роль сыграло влияние старшего брата — Марка Эфесского.

Возвращение Иоанна из Италии в Константинополь было достаточно долгим. 14 сентября 1438 г. под предлогом чумы он покинул Феррару и направился в Венецию. В конце октября корабль, на котором плыл Иоанн, вышел в море, чтобы попасть в Константинополь. О своем пути из Италии он рассказал в Описании путешествия* и, менее подробно, в уже упоминавшемся письме Плифону. В Адриатике корабль Евгеника был настигнут бурей, и лишь части пассажиров, среди которых

' Лйцяро? 1912. Z. 195-197. Mbid. г. 164-165.

Чыа. Z. 60.

^Petrides 1910. Р. 281.

Оказался Иоанн, удалось спастись в лодке. Зиму Иоанн провел в Италии, в Анконе, и только в мае благополучно отплыл в Константинополь, куда и прибыл летом. Собор тем временем переместился во Флоренцию, и здесь произошла капитуляция Восточной церкви. Иоанн Іівгенйк уже не был свидетелем этого. Вместе с ним подобной участи избежали Димитрий Палеолог, брат императора, и Плифон, которые также покинули собор в 1438 г. Вся остальная греческая делегация вернулась в Константинополь 1 февраля 1440 г.

В Константинополе Иоанн, судя по всему, не скрывал своей аитиуниатской позиции. Это и должно было стать причиной его отъезда в Мистру в 1440 г., после избрания на константинопольский престол матриарха-униата Митрофана. Помимо того, что Мистра уже в 20-е гг. успела стать для Иоанна второй родиной, сами власти Морейского деспотата были православными, что и отличало их от униатской константинопольской верхушки'. Деспоты (таков был титул правителей Морейского деспотата) Феодор II и Димитрий Палеологи поддерживали православное сопротивление. Даже деспот Константин в Мистре был лоялен к православным, хотя, став императором, он обновил унию. В эти же годы деспоты подарили ему деревню Петрину, к востоку 01' Мистры, где Иоанн мог спокойно жить.

Последние годы правления императора Иоанна VIII и первые два 1'ода императора Константина XI в религиозном плане были относительно мирными^ и поэтому 1446-1450 гг. Иоанн провел в столице. Чума 1448-1449 г. лишила Евгеника многих из его родных. В 1450 г. он вновь покинул Константинополь (добровольно ли?) и отправился обратно на Пелопоннес, по пути посетив Трапезунд и Афины^.

В Мистре Иоанн вновь оказывается в знакомой среде. На несколько лет он пережил падение Константинополя и умер в конце 50-х гг., вероятнее всего, на Пелопоннесе. В лице Геннадия Схолария, ставшего II начале 1454 г. патриархом Константинопольским, православная партия начала возвращение к власти в греческой церкви. Случилось то, чего так добивался Иоанн Евгеник — уния была ниспровергнута. При этом проблемы оставались: многие из регионов греческого мира были под контролем латинян, то есть их жители либо поневоле были униатами, либо на самом деле придерживались униатской доктрины. Беспокойство Иоанна по этому поводу отражено в его Предложении

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.