Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Иоанн Евгеник - Страница 9

' С. М.: Ломизе 1991. ¦'Tsirpanlis 1978. Р. 273.

' ЛЛцтгрсх; 1912. Z. 203-204.

Деспоту по поводу Церкви Христовой'. В это время Иоанн имел возможность уже реально влиять на ход событий: в 50-е гг. возросла его роль в церковных делах митрополии Лакедемона. Таким образом, в лице Иоанна Евгеника и подобных ему людей, как и в лице Геннадия Схолария и Сильвестра Сиропула, позже ставших патриархами Константинополя, Православие возвращало себе утерянные в эпоху Флорентийского собора позиции. Византийское Православие пережило византийское государство.

2. БЫЛ ЛИ ИОАНН ЕВГЕНИК СВИДЕТЕЛЕМ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ?

Уже в течение полувека среди славянских византивистов существует мнение, будто Иоанн Евгеник был свидетелем осады и падения Константинополя 29 мая 1453 г. В западной византинистике этот вопрос обходится молчанием. В основе гипотезы лежит Монодия на падение Константинополя, написанная Иоанном Евгеником и еще в XV в. переведенная на русский язык. Первым, кто высказал предположение о пребывании Иоанна Евгеника в Константинополе весной 1453 г., был болгарский исследователь Ив. Дуйчев.

Его статья «О древнерусском переводе „Рыдания" Иоанна Евгеника», вышедшая в русском переводе в 1957 г.^, является частью более обширного исследования, публиковавшегося по-французски с 1953 по 1956 г.^ Болгарский ученый продолжил исследование славянской версии Монодии, начатое Н. А. Мещерским'6 7, которому не было доступно единственное до сих пор издание греческого текста Монодии, сделанное Сп. Ламбросом^. Ив. Дуйчев, располагавший этим изданием, полемизирует с Н. А. Мещерским о ряде его выводов. Среди прочего это касается вопроса о месте и времени написания Монодии.

«Из текста „Рыдания" можно заключить, — пишет Н. А.Мещер-ский, — что Иоанн Евгеник в момент захвата Константинополя турками находился, вероятно, в Трапезуйте; он не был очевидцем последнего штурма Константинополя и, по-видимому, не надолго пережил падение оплакиваемой им столицы. Надо думать, что это произведение было последним трудом автора. Во всяком случае, оно написано не позднее

1461 г., когда турки завоевали родной город Евгеника — Трапезунт, ибо о гибели этого города „Рыдание" нигде не упоминает»*. Далее исследователь вновь повторяет, что «сам автор не был свидетелем гибели оплакиваемого им города и лишь слышал о событиях от очевидцев»^.

Полемизируя с этим утверждением Н. А. Мещерского, Ив. Дуйчев утверждает, что «Иоанн Евгеник заявляет прямо и ясно, что он лично наблюдал случившееся, претерпел страдания, но все-таки остался жив... В тексте „Рыдания" ...не могут быть найдены указания, что оно было составлено намного после 1453 г.»*.

Что касается времени написания Монодии, Б. Л. Фонкич доказал, что ее текст «появился на свет, несомненно, в первые же дни после взятия Константинополя турками, вероятно, в июне 1453 г., беловой же экземпляр был изготовлен самим автором, скорее всего, спустя незначительное после этого время»^. Этим беловым экземпляром является Венский список Монодии^, который имеет существенные различия с тем списком, по которому сделано издание Сп. Ламброса. Если утверждение Ив. Дуйчева о времени создания Монодии можно считать подтвержденным, то по поводу места ее написания вопрос, кажется, остается открытым.

Иоанн Евгеник известен как один из основных участников православного сопротивления унии. Очередной этап борьбы, связанной с унией, пришелся на самый конец 1452 — начало 1453 г. Он завершился официальным провозглашением Ороса Флорентийского собора в Софии Константинопольской и обновлением унии 12 декабря 1452 г. Первые роли принадлежали Геннадию Схоларию с православной стороны и Исидору Киевскому — с униатской.

Теперь политика обеих сторон состояла в обращении к народу с попыткой склонить его на свою сторону. С ноября 1452 по январь 1453 г. Схоларием было составлено шесть текстов. В одном из них 15 ноября 1452 г. Схоларий особо отмечает двух людей — Сильвестра Сиропула и Феодора Агаллиана®. Об Иоанне Евгенике ничего не говорится. Более того, в коллективном обращении лидеров «православного сопротивления», подписанном в ноябре 1452 г. пятнадцатью священнослужителями различного ранга, имени Евгеника мы также не находим. Ни в каких текстах Геннадия Схолария, относящихся к тому периоду и посвященных столичным событиям, а также ни в каких других константинопольских источниках того времени Иоанн Евгеник не упоминается. Это говорит не о его малой вовлеченности в борьбу, но лишь о том, что в это время, в ноябре 1452 г., его не было в Константинополе. То, что в 1452 г. Иоанн был именно на Пелопоннесе, подтверждается его Протрептиком деспоту о Церкви Христовой, посвященным морейскому деспоту Димитрию и датируемым 1452 г.'

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.