Степанчук О. А., Шумков С. В.
Неизвестные страницы истории города Волгограда...............................................45
Стрелковский А. А.
Ранненеолитические керамические комплексы цедмарской и нарвской культур
(к проблеме происхождения цедмарской культуры)...............................................48
6. этнография и историческая антропология
Дубровский А. Д.
Славяно-молдавские политические и этноязыковые контакты в раннем средневековье...............52
Евдокимова О. В.
Слово как ритмообразующий фактор в промысле коми-пермяцкого охотника.......................58
Поповичева И. В.
Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи, связанные с крещением ребенка........61
7. вспомогательные исторические дисциплины
Григорьева С. Е.
Научно-исследовательская, музеографическая и культурно-образовательная деятельность
Томского областного краеведческого музея (1990-2010 гг.)........................................65
Изотов И. В.
Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX - начала XX веков..............................70
Яковлева В. Л.
3. история ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН
О состоянии коневодства в годы независимости
Елкей Нурлыбек Нурланулы, магистр истории
Костанайский государственный педагогический институт (казахстан)
Мы, казахский народ, который жил по принципу: «По роду своему мы тюрки, лошади сопровождали нас ис-покон веков». Всем известно, что лошади у казахов издревле ценились высоко и являлись эталоном красоты. Великие вехи в истории, жизни народа связаны с тулпа-рами. Невозможно познать историю народа, глубже понять обычаи и традиции без этих грациозных животных.
Вопросу состояния коневодства в нашей стране посвящена данная статья.
Как известно, у казахов четыре вида домашнего скота: лошади, верблюды, коровы и мелкий рогатый скот (овцы, козы). Наличие скота являлось показателем благосостояния. Лошади отводилось особое место. С лошадью неразрывными нитями связаны национальное самосознание, нравственные ценности, обычаи и традиции, культура и искусство нашего народа. Это священное животное ставилось на второе место после любимой женщины. Любой казах любил и ценил своего быстроногого друга так высоко, что характер понравившего ему человека сравнивался с повадками коня. И вообше, такое неповторимое животное являлось мерилом всей его жизни, характера, повадок, отражением внутреннего состояния. Конь был и есть эталон породистости. Только казах в своем происхождении вот таким образом искал сходство с благородным животным, что является доказательством его огромного уважения к нему. Любой казах откажется от пищи ради коня, пойдет на любые жертвы ради него. У казахов даже ребенок прислушивается к топоту копыт — певучему звуку скакуна. Если есть на земле благородный народ, у которого ребенок с колыбели на коне, то это, наверняка, казахский народ. У самого бедного казаха и то была «куцехвостая кобыла». Пастух, который пас отару овец, имел гнедую. Благодаря лошади как средству передвижения казахский народ, народ Алаша, дошел до Алтая и Атырау, соединил пути между Аркой и Алатау — стал владеть огромной территорией [1].
Для казахского народа, дошедшего до независимости «по следам тулпара», большое значение имеет развитие коневодства сегодня. Конечно, в дореволюционное время в бескрайних степях казахов несметные табуны лошадей паслись свободно. Это и было истинным богатством казахского народа.