Грузинский народ обладает богатейшим н древнейшим фольклором, Когда аы сегодня читаете красиво оформленные книжки сказок, должно быть, даже не задумываетесь, когда эти сказки созданы. А знать это интересно, ибо возраст некоторых сказок насчитывает несколько тысяч лет.
Среди этих сказок и сказакні’і самое древнее, а возможно н самое интересное,— сказание об.мнранс.
Пи мнению фольклорнстев, око создано четыре тыспчи лет назад. Потому и не удивительно, что до наших дней дошло мпожестсо вариантов этого сказан::я В разных уголках Грузин оно бытует а различных вариантах. Такая популярность объясняется тем, что народ особенно любил и почитал этого гег «я. Видимо, его образ отвечал чувствам н чаяниям народа.
По мнению те. х же исследователей, сказание в споем полном виде ¦ТО нас не дошло. Нетрудно заметить, что. многие эпизоды утеряны, но-3 ібыты с течен'Еем времени. В тексте остались такие ситуации, которым явно недостает мотивировки, и возникает уверенность, что мотивировка эта в свое время существовала. Записанные в разных районах Грузин варианты дополняют друг друга, но некоторых моментов все равно явно не хватает.
Вы, возможно, помните это сказание. До нас дошел смешанный текст; стихотворную строфу сменяет проза. Причем часть этих стпхов должна быть более древней, чем проза: когда ноэтнчсскпе строфы утрачивались. последующие покотення заменяли их нро. заическнм переск. э-з(Ш. Еще одно обстоятельство до' ...••ывает, что прозаическая часть текста «мо. тожс'* поэтической: а нее (в прозу) вошли элементы хркстнап-
' и а 3 н а н 1! — колыбояь:эал песня (груз.).
.-lua, E. e. п. ЕСЛе расіірос’Т’..:!‘;іііня в Грузим хрнстнзізства древнейшие эпизоды были заменены Еставкамн ново^'о времени.
Мьі обратили на эго Вішманне, потому что именно поэтическая часть сказания предстЯБляет особый интерес, пмепно она приводит в воскінішнпе читателя удивительной стройностью и экспрессией.
Приглядпьт а, как неизвестному поэту древности одной фразой удается охарактеризовать своих героев:
Баяри полаж на краі:ііаую девушку на выданье,
Уснпи—НК хрустальную башшо, нежно укреплешіую,
Дмпраи — НЕ черную тучу, несущую грозу.
Или С '-акнм юмором изображается Амиран;
Невелик рос! Ом Аміфан, н в еде довольствуете» малым:
Н. бея ему нухЕен буйвол, а на ужнн и трех не хг:ітнт.„
Как лакоіікчііо, живо н образно рисует автор картину битвы:
...дсмля и твердь земиян дрогнуліі. Е том месте, где они бились, осыпались каміЕй и будыгн: дзп' н Лмиран;: сошлись,.
Земля гудела поя ними.
Или е:це:
ІІ1ІЛ не Сякг. Бзлрщ.— вшю ты, встань скорей, не для меня, Иль иди, идь я «нравлюсь—снаряди лишь мне каня,
Н. Т1Н - Усии убит сегодня — я мрачней не знаю дня,
Я конец Не с. аыюу ржанья, Ы1 мсчсй, ЧТО та. м звенят.
Или:
Где вчё-рв тре. мели горы. Амир. ш. н не. ходи ты.
И. чи лэвы та. м срь:кал;ь или каменные плиты
Как швтвет он вражьей о. otic — виюлу мертвая тропа.
Амнрин. Би. дрн с У сипом огдй, матери не зннлл.
Кто хоть раз добро нм сделал — тем в работе помогали.
Кто хоть раз им злом ответил — тех громить не уставали.
Одним словом, эти выплывшие из тьмы веков древнейшие строки и сегодня ос. лспляют иfcгacн^fым блеском н поражают даже искушенного в поэзии современного читателя своей глубокой поэтичностью и эмоциональностью.
Но в данный момент нас интересует не столько высокая поэтичность этого произведения, сколько его основная идея и философия именно эта идея н философия отвечают думам л чаяниям нашего народа и потому пригодятся как нельзя лучше для его характерист ні-н.
Д э в — сказочный в»ликак.
Лмяран постоянно воюет с многочисленными злымн силами — дэ-ваг.;и н гвелешапами (драконами), которые мешают житв человеку. Л мирам старается установить на земле свободу и справедливость. На пути этой борьбы его подстерегает множество опасностей, по благодаря уливитсльнон силе и ловкости он всегда счастливо их избегает и снова выступает в защиту людей.