Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Исторические хроники Грузии - Страница 8

Эти мужестветгные песни иногда отдают легкой печалью. «Арагва, іосгорожп юношу, ушедшего из войну...»—с грустным мужеством ве-чет хор, и лу’із, отражаясь в прозрачной реке, словно освещает путь ¦щущпм Т1 бой воинам.

А сколысо праздничных и свадебных несен, люооьных, шуточных, ’рнтуалыры. ч, колыбельных... .

Эти песни, ,ак верные и неразлучные друзья, всегда были вместе с пародом и звучали непрестанно — то как грозный марш войны, то как призыв к мирио. му труду, то как печальный реквием...

Когда мы говг'рнм о характере гру. зннского народа, нельзя не вспомнить о его миролюбии, связанном в первую очередь с любовью к груду. Тот, кто трудится от зари до зари, поливая родную землю пото. ч, тот пе станет зариться на чужое добро.

Вот как характеризует свой народ Вахушти БагратпоииЕ сТело-•ложешіем и мужчины и женщины привлекательны, грациозны, чсо'ю-¦’лазы, чернобровы, черноволосы, белолицы, реже смуглы и т." I'jn'mH, реже снет. зоглазы, рыжеволосы и белокуры, Стройны, особенно ячеп-ошны, реже толсты. Грузины трудолюбгшы, выносливы в беле, на копе и в войске рсиштсльпы, быстры, ловіін. Г! бою мужественны, любят оружие, гордые, свободоліобмвіііс, честолюбивы настолько, что ради "рославления своего имени не побоятся ни паря, пн народа, ,П[о5ят гос гей н чужеземцев, веселы, если их двое или трое, шл все іпіпп'існ. шел ры. пе жалеют ни своего, ни чужого, но за богатством не гоиятся. Ум чыс. смышленые, быстро все схватывают н усваивают, упорны, ученнг любят...»

В той же книге, в другом месте читаем: «Ея’ели одо. чевает их более ¦¦•огущественный враг, они не покоряются, а, напротив, сохраіінют свои обычаи, не забывагот бога, паря н своп законы...»

' Вякуштн Багратнонн — нзвестпый грузннсюЕй уче[[ый, историк ХУШ в, пппя Вахтанга VI, долгие годы жил н вел обшествеиную деятельность в Москве.

Есть болезнь, которая по-гречески называется носталіппіРЙ. Это обостренная любовь к родине, когда человек не может больше находиться вдали от родного края, страдает, не находит себе места...

Вспомним одну грузинскую cK33Kj% содержащую глубокий философский смысл. Она хорошо выражает чувства нашего народа.

В детстве я читал много грузиис. чнх сказок, заіінсанігых изданных писателем Тедо Разикашвнлп, братом Важа Пшавела, но признаюсь, что на эту сказку я не обратил тогда особого внимания, хотя ‘ хорошо запомнил ее содержание. Теперь же я снова отыскал книгу Тедо Рязлка-швилн и прочел сказку еще раз. Сейчас я не буду ее анализировать, а просто постараюсь пересказать, потому что она созвучна тому чувству, о котором мы только что говорили.

Название сказки — «Земля свое возьмет».

Некий гоноша вбил себе в голову, что должен стать бессмертным, а поскольку все вокруг него умирали, он решил отправиться в чужие края на поиски бессмертия.

Долго ли он шел, коротко ли, встретил оленя, который стоял иа месте, запрокинув голову к небу. Олень говорит юноше; оставайся со мной! Пока мои рога не дорастут до неба, и я буду жив, п ты...

Задумался юноша: и впрямь соблазнительным было предложение оленя. Когда еще у него вырастут такие рога, чтобы он уперся ими в небо! Но юноша все же решил идти дальше, потому что пи мечтал о бессмертии, а тут, правда, очень нескоро, но все равно пришлось бы умереть. Расстался он с оленем и пошел дальше.

Шел, шел и подошел к бездонной пропасти. На краю пропасти сидела маленькая птячка. Птичка сказала: оставайся со мной. Пока я наполню эту пропасть своим пометом, и ты будешь жив, и я.

Это обещание тоже показалось привлекательным юноше, по он все-таки пошел дальше.

Шел, шел, перевалил через девять гор ti оолоіпел к хрустальной башне. Долго кружил вокруг, пока обнаружил дверь. Вхолит юноша н башню, видит: на престоле сидит молодая девушка красы несказанной. Девушка ][ говорит: останься со мной, и будешь бессмертным, всегда будешь таким же молодым, как сейчас. Что еще надо юноше? Он и остался

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.