Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Франции (от римского времени до начала Великой Французской революции) - Страница 10

ИМ пастыря. Позднее, с ослаблением Империи, Церковь оставалась единственной организованной властью. В глазах народных масс она представляла правосудие, а элита была ей признательна за сохранение культзфы.

15. — Мы не должны забывать, что в тот период уже существовала галльская культура, еще не очень развитая, но вполне процветающая. В IV в. в Бордо, в Отене, в Пуатье, в Марселе, в Тулузе, в Лионе тысячи молодых людей посещали школы грамматики и риторики. Преподаватели являлись чиновниками Империи. «Нам угодно, — писал император Грациан префекту Галлий, — чтобы ритору предоставлялось тридцать рационов, двадцать — преподавателю латинской грамматики и двенадцать — преподавателю греческой грамматики, если только удастся найти такого, кто способен это делать...» Кельтский темперамент легко усвоил традиции латинского красноречия. Греческий язык тоже имел своих почитателей. Авзоний, патриций и поэт, живший в Бордо, хотел, чтобы его внук начал свои занятия литературой с изучения трудов Гомера и Менандра. Но, к сожалению, религиозная культура была скорее формальной, чем реальной. «В конце IV в. в Галлии имелось значительное количество людей влиятельных и уважаемых, облеченных большими полномочиями со стороны государства, которые оставались полуязычниками, полухристианами, то есть не приняли ни одну из сторон, и которые, по правде говоря, очень мало заботились о выборе религии. Это были люди умные, образованные, философы, любящие науку и духовные радости, люди богатые и живзчцие в роскоши...» (Ф. Гизо). Эти крупные вельможи Римской Галлии вели жизнь легкую и приятную, а остроумие и литературные занятия украшали пустоту их жизни. В V в. Сидоний Аполлинарий, человек просвещенный, епископ и ритор, описал одну религиозн}чо церемонию, по окончании которой клирики и миряне с воодушевлением беседуют о литератзфе, растянувшись на траве под сплетением виноградных лоз. Потом епископ предлагает сыграть в лапту, и после долгой игры в мяч Сидоний пишет маленькое шутливое стихотворение. Дрзтие христиане, более суровые, удалялись в монастыри, первые из которых основал около 360 г. святой Мартин,

ОДИН — В Липоже (возле Пуатье), а другой — в Мармутье (возле Тура). Западное монашество очень сильно отличалось от монашества восточного. На востоке люди удалялись в «пустыню», потому что хотели избегнуть искушений, и каждый поодиночке (топоГ) предавался строгому аскетизму. В Галлии, напротив, монастыри стремились объединить людей, которые желали бежать от мира, чтобы совместно жить духовной жизнью. Монастыри на юге Галлии (в частности, Леринский монастырь, основанный святым Гоноратом на островах вблизи Канн) превратятся в центры новых идей и в места, где готовились епископы. Любой вопрос вероучения или богослужения становится предметом активной переписки местного епископа со святым Августином в Гиппоне или со святым Иеронимом в Вифлиеме. Поэтому можно сказать, что «Отцы церкви усердно трудятся, священники разъезжают, сочинения находятся в обращении», христианский мир остается живым, а Империя умирает.

1б. — Сразу после завоевания и еще три века вслед за тем Рим обеспечивал безопасность Галлий. Вдоль Дуная и Рейна военные походы или демилитаризованные территории помогали держать варваров на расстоянии. Лимес — стратегическая приграничная дорога, огражденная траншеями, на которой через каждые десять-пятнадцать километров сооружались укрепленные башни (castelli), — создавала подобие «Линии Мажино»^, где войска, особенно галльские, постоянно несли службу. В арьергарде для защиты этой линии от возможных агрессоров Империя содержала маневренные войска, состоящие из восьми легионов в I в. и из четырех во II в. Сверх того, по Рейну патрулировала флотилия, а в Colonia (Кельн) и в Augusti Burgus (Аусбург) располагались военные поселения ветеранов. Около 275 г. их гарнизоны перестали быть римскими. Империя испытывала недостаток

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.