Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков - Страница 10

Последовательное наступление либерализма началось после смерти графа Флоридабланки (28 ноября 1808 г.), являвшегося опорой абсолютизма. Основные требования либералов в это время сводились к требованию свободы печати и новому созыву кортесов, состав которых, по их мнению, должен был избираться из «просвещенных» представителей средних слоев. Сложились два течения: сторонники традиционализма (Мельчор Гаспар де Ховельянос-и-Рамирес, Франсиско Мартинес Марина и др.) стремились сохранить основные политические доктрины и властные структуры прошлого, подвергнув их поверхностной модернизации; приверженцы же рационализма века Просвещения предлагали решительно отказаться от традиционализма в пользу масштабной модернизации в рамках метрополии и ее колоний ( Диего Муньос Тореро, Агустин Аргуэльес, Хосе Эспига, граф Торено (Хосе Мария Кейпо де Льяно), Хоакин Лоренсо Вильянуева Эстенго). Последние написали и отредактировали конституцию 1812 года.

Из испанских либеральных идей конца XVIII - начала XIX в. патриоты Нового Света взяли на вооружение целый ряд концепций и принципов, связанных с понятием «свобода» (в политической сфере), с борьбой за свободу торговли и развитие промышленности, со стремлением к уменьшению влияния инквизиции, требованием расширения возможностей для чтения литературы, включенной в «Индекс запрещенных книг», и др.

Помимо испанского либерализма на развитие событий в Новом Свете в конце XVIII - первой половине XIX в. большое влияние оказал французский и североамериканский либерализм. Влияние первого по существу было определяющим в теоретической сфере, в решении вопросов о свободе печати, отмене феодальных титулов и колониальных монополий, второй сыграл важную роль в подготовке в то время конституций многих латиноамериканских государств. Работы И. Бентама, Т. Пейна, Б. А. Констана де Ребекки, Ж. Батисты Сея, А. Токвиля и др. пользовались популярностью среди латиноамериканских либералов.

После завоевания независимости три основные проблемы, вставшие перед молодыми независимыми государствами Нового Света - социально-экономическая, политическая и отношение с церковью, решались в латиноамериканских странах не только с учетом различного рода либеральных доктрин Европы и США, но и с привнесением в них своей региональной специфики, своих концепций и практических результатов острой борьбы с консерваторами и консерватизмом. Оба течения стали активно проявлять себя в годы Войны за независимость. Основные ценности консерваторов концентрировались вокруг верности католической религии и традициям испанской монархии. Либералы были сторонниками прогресса, делали ставку на индивидуализм, выступали за ограничение деятельности церкви только духовной сферой.

Известный современный испанский историк Франсиско Моралес Падрон предложил следующий набор характеристик либерализма и консерватизма: консерватизм - сохранение политических традиций, различного рода властных, юридических и экономических привилегий прошлого в настоящем, католическая религия, неограниченная власть папы, олигархия, централизм;

16 либерализм - светский образ жизни, равенство, прогресс, федерализм, анти-

Испанизм, демократия, сокращение зависимости государства от церкви, ликвидация отмеченных выше привилегий7.

4. Идейное противоборство либералов и консерваторов в XIX веке.

Практически любая идея, противоречившая идеалам католиков, отвергалась консерваторами, в силу чего они решительно выступали и против европейского влияния и против Соединенных Штатов Америки. Многие видные консервативные деятели являлись в колониальный период крупными землевладельцами, поэтому их идеалом была сравнительно спокойная, сытая жизнь без потрясений, без сколь-нибудь значимых перемен, во главе с лояльно относившимся к ним вице-королем или генерал-капитаном. Как справедливо заметил один из исследователей мексиканского консерватизма Альберт Л. Мичаелс, «они стремились установить в Мексике общество, в котором господствовали бы справедливость и порядок и гарантами которого были бы церковь, король, аристократия, общая вера, незыблемость собственности и дисциплинированная армия. Они считали, что Война за независимость нарушила естественный ход событий и боролись с помощью шпаги, пера и креста, чтобы восстановить его»8. Под консервативным знаменем готовы были отстаивать свои идеалы священнослужители почти всех рангов, большинство богатых собственников, некогда связанная с колониальной армией офицерская каста, отдельные представители средних слоев.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.