Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков - Страница 3

Вместе с тем в данном труде большое внимание уделено тенденциям, складывавшимся в этой области в европейских колониях Нового Света, а после Войны за независимость (1810-1826) в независимых государствах Латинской Америки.

I

В формировании латиноамериканской философской и общественной мысли, как и во многих других историко-культурных процессах, пожалуй, в наибольшей степени проявляется характер взаимовлияния и взаимообогаще-ния традиционных индейских культур и эстетических и духовных ценностей европейской культуры. Сложившаяся в настоящее время периодизация этих 6 явлений включает следующие этапы:

1.  Схоластика (XVI-XVIII вв.). Это течение было представлено наиболее яркими мыслителями Нового Света: Хуан де Сумаррага, Карлос де Сигуенса-и-Гонгора, Франсиско Хавьер Клавихеро (все - Новая Испания), Бартоломе де Лас Касас, Хосе де Анчьета (оба - Испания), Антонио Виейра (Бразилия), Хосе Агустин Кабальеро (Куба), Франсиско Хавьер Санта Крус-и-Эспехо (Эквадор), Селестино Мутис (Новая Гранада).

Это течение во многом было связано с деятельностью монашеских орденов, особенно иезуитов, проявлявших постоянный интерес ко всему новому в европейской философской мысли, особенно к трудам Декарта, Локка, Ньютона, в корне изменившим взгляд на мир. Именно это влияние предопределило поворот в работах мыслителей Нового Света от сугубо религиозных к философским вопросам. Данный процесс был весьма медленным и постепенным, но он являл собой существенный шаг вперед в осмыслении проблем мироздания.

2.  Влияние европейских просветителей. Сенсуализм (конец XVIII - первая треть XIX в.). Несмотря на «Индекс запрещенных книг», в котором оказались работы всех крупнейших просветителей, тем не менее их труды были достаточно хорошо известны в Новом Свете. Особой популярностью пользовались книги Монтескьё, Вольтера и Руссо. Главный лозунг Французской революции - свобода, равенство, братство - поставил человека в центр философской просветительской мысли, обострил внимание к социальным проблемам, к суверенному праву народов на независимое существование. Неудивительно, что многие их тех авторов испанских колоний и Бразилии, кто в той или иной мере касался этих тем, стали политическими и военными руководителями Войны за независимость, лидерами национально-освободительных движений, интеллектуалами, повлиявшими на формирование национальной идеологии. Среди них: Мигель Идальго, Хосе Мария Морелос (оба Мексика), Хосе Франсиско де Кальдас (Новая Гранада), Симон Боливар (Венесуэла), Мануэль Бельграно, Мариано Морено (оба Аргентина), Хосе Гаспар Родригес Франсия (Парагвай), Висенте Рокафуерте (Эквадор), Хосе Бонифасио де Андрада (Бразилия), Феликс Варела (Куба).

З. Эклектизм (вторая треть XIX в.). Трудные годы становления независимых государств. В политическом плане период господства латиноамериканской олигархии, интересы которой совершенно не совпадали с идеалами Века просвещения, с философией энциклопедистов. Попытка олигархов любой ценой защитить консервативные ценности колониальной эпохи привела к возврату в философской мысли к схоластическим концепциям мировоззрения, жизни и быта, правда, осовремененными новыми тонами и красками. Вместе с тем развернувшаяся в масштабе всего континента борьба либералов и консерваторов придала пеструю мозаичность дальнейшим поискам философской истины, наиболее значимыми проявлениями которых были либеральная идеология и социалистический утопизм. В наибольшей степени те или иные тенденции этого периода отражены в творчестве следующих авторов: Хосе Домингуш Гонсалвеш де Магальяэнш (Бразилия), Хосе Мария Луис Мора (Мексика), Франсиско Бильбао, Хосе Викторино Ластаррия (оба Чили), Хосе Эстебан Эчеверрия, Хуан Баутиста Альберди (оба Аргентина), Андрес Бельо (Венесуэла), Хосе де ла Лус-и-Кабальеро (Куба), Симон Родригес (Венесуэла).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.