Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков - Страница 4

4. Позитивизм (последняя треть XIX - начало XX в.). Идеи О. Конта о необходимости изучения общества на основании строго установленных научных фактов как нельзя лучше соответствовали интересам латиноамериканских либералов, ведших постоянную борьбу с идеологами консервативноклерикального крыла, отстаивавшими взгляды на непреходящую значимость колониального наследия в жизни латиноамериканцев. К тому же либералов, представлявших довольно слабую и в политическом и в экономическом отношении буржуазию, весьма прельщала в позитивизме концепция Г. Спенсера о медленном и постепенном эволюционном развитии общества без всяких скачков. Важно отметить, что эволюционистское направление Г. Спенсера и утилитаристское Д. Стюарта Милля были более популярны, чем общая теория позитивизма самого О. Конта.

Латиноамериканские мыслители отнюдь не были простыми имитаторами и пытались трансформировать это философское учение применительно к конкретным историческим явлениям своего континента. В этой связи можно говорить и об определенном вкладе латиноамериканских ученых в его трактовку. Это утверждение прежде всего относится к чилийцу В. Ластаррии и мексиканцу Г. Барреде. Первый считал, что формулу Конта «порядок и прогресс», призванную раскрывать социальные связи в обществе, необходимо представить в иной редакции - «свобода и прогресс». Второй предложил скорректировать расширенный вариант той же формулы Конта («любовь, порядок и прогресс»), заменив ее на «свобода, порядок и прогресс». Безусловно, введение концепта «свобода» делало его принципиально важным и центральным понятием всей этой позитивистской формулы. Именно характер и степень свободы в экономике, политике, культуре и в повседневной жизни были непременным условием дальнейшего прогресса латиноамериканских народов.

Современный мексиканский философ Л. Сеа отмечал: «Позитивистская философия стала для мексиканской буржуазии тем инструментом, с помощью которого она могла оправдать новый порядок. Весь этот класс вел поиски идеологии, способной признать справедливыми его действия. То же самое делали и враги буржуазии. Консерваторы искали себе оправдание в философии, которую позитивисты называли теологией. Набожность была опорой людей и того общества, которое они создавали. С другой стороны, либералы трактовали тезис о свободе в самых широких границах и прежде всего как идею равенства. Свобода понималась как естественное право каждого человека»1.

Возможность весьма широкой трактовки позитивистской идеологии сторонниками либерального и консервативного толка привела к тому, что в ряде стран позитивизм на какое-то время способствовал примирению между ними по некоторым острым социально-экономическим и политическим противоречиям. Это имело место в Мексике, Венесуэле и в какой-то степени в Аргентине, где были установлены так называемые «позитивистские диктатуры» П. Диаса, Гусмана Бланко и X. Роки.

Хосе Ортега-и-Гассет как-то заметил, что позитивизм в Латинской Америке доминировал до 1880 г. Видимо, великий испанский философ имел в виду некую усредненную хронологическую границу. В то же время в ряде стран, например в Мексике, позитивизм сохранял свое значение и в начале XX столетия. Известный мексиканский философ Васконселос отмечал: «В то время как в Европе в XX веке философия Конта и Спенсера уже вышла из моды, в Мексике многие еще в 1915 г. в силу определенного невежества переходили на позиции позитивизма, считая себя тем самым «современными людьми»1.

5. Социалистические, анархистские и антиимпериалистические идеи (вторая половина XIX - начало XX в.). Начавшаяся с конца 40-х годов весьма существенная иммиграция европейцев в Аргентину и Уругвай способствовала появлению там различного рода радикальных воззрений и принципиально новых концепций. Весьма показательна в этом отношении работа Педро Скалабрини «Материализм, дарвинизм и позитивизм», увидевшая свет в 1889 г. в г. Парана (Аргентина). Данный труд интересен не только попыткой анализа этих явлений, но и тем, что он являлся учебником для действовавшей в этом городе с 1870 г. Нормальной школы (аналог одноименных французских учебных заведений), в которой глубоко и всесторонне изучалась философия.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.