Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков - Страница 5

В 1896 г. в Университете Буэнос-Айреса был создан факультет философии и словесности, профессор которого Родольфо Риварола провозгласил лозунг «Назад к Канту!» В эти же годы появляется большой интерес в Аргентине и к трудам другого великого немецкого мыслителя - Карла Маркса. Социалист Хуан Баутиста Хусто в 1898 г. впервые в Латинской Америке перевел на испанский язык первый том «Капитала».

Анархизм имел значительное влияние в Мексике. Его пионером а этой стране стал грек Родаканати (Rhodakanaty), обретший там вторую родину. Будучи последователем Фурье и Прудона, он считал, что человек родится свободным, однако затем частная собственность, неравномерное распределение богатств, растущая индустриализация и эксплуататорская сущность общественного порядка создают порочную мораль, коррумпирующую правительства и сталкивающую людей друг с другом2.

В многочисленных статьях, опубликованных в мексиканских периодических изданиях анархистов («Е1 hijo de trabajo», «Е1 Craneoscopio, Periodico Frenologico у Ciendfico», «Е1 Socialista», «Cartilla Socialista», «Е1 Obrero Internacional»), он всесторонне обосновывал главный лозунг Великой Французской революции - свобода, равенство, братство, предлагая добавить к нему Свободный союз вольных общин и в таком формате сделать его главным лозунгом социализма.

Попытка США в последнем десятилетии XIX в. создать в Западном полушарии панамериканскую систему обострила внимание латиноамериканцев к политике США на Американском континенте. Целый ряд работ X. Марти,

М. Угарте, А. Паласиоса, Э. Альфаро, X. Родо и др. раскрывали алчность и хищническую суть этой политики в латиноамериканских странах. «Панаме-

Риканизм, - писал Мануэль Угарте, - является самым опасным обманом, самым злостным заблуждением. Во имя его мы подготавливаем свою гибель и поощряем интересы державы, которая нам угрожает»4.

Именно в этот период на литературном небосклоне Латинской Америки взошла звезда уругвайского писателя Хосе Энрике Родо (1871-1917). Университетский профессор, директор Национальной библиотеки, член парламента он лишь немногим более 20 лет занимался литературным творчеством. В 1895 г. в «Национальном журнале литературы и общественных наук» появились его первые публикации, а через пять лет молодой писатель оказался вдруг на вершине литературной славы. Столь неожиданному взлету он был обязан сравнительно небольшой по объему работе под названием «Ариэль», сразу же ставшей, как писали тогда, своеобразным «евангелием латиноамериканской молодежи».

В этом произведении Родо использует имена персонажей из шекспировской «Бури», Ариэля и Калибана, персонифицировавших соответственно в его произведении Латинскую Америку и США. В интерпретации уругвайского писателя Ариэль является носителем моральных и эстетических ценностей, а Калибан - олицетворением эгоизма и практицизма. Основной пафос этого труда - призыв к борьбе против «янкизации» Латинской Америки, предупреждение о возможной потере латиноамериканцами своей национальной идентичности и превращении их стран не только в экономические, но и в духовные колонии могучего северного соседа.

Как известно, в это время в США сформировалось учение об империализме, как естественном и исторически обусловленном этапе развития ведущих капиталистических стран. Уже в конце XIX - начале XX в. в латиноамериканских странах появляются первые публикации антиимпериалистического характера. Наиболее значимыми из них помимо упомянутой работы Хосе Энрике Родо следует признать труды Луиша Перейры Баррету и Тобиаша Бар-рету (оба Бразилия), Хосе Марти и Энрике Хосе Бароны (оба Куба), Хосе Инхеньероса ( Аргентина), Эухеньо Мария де Остоса (Пуэрто-Рико), Хуана Монтальво (Эквадор), Мануэля Гонсалеса Прады (Перу)

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.