Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков - Страница 8

Оспаривать пальму первенства у Митре на ниве истории мог только Висенте Фидель Лопес (1815-1903), выпустивший в 80-90-х годах «Историю Аргентинской республики» в 10-х томах. Этот фундаментальный труд охватывает весь колониальный период и годы независимого существования страны до падения диктатуры Росаса.

Хотя X. Баутиста Альберди (1810-1884) по образованию был юристом, тем не менее история неизменно присутствовала во многих его трудах. Самый известный в этом отношении - «Основы и исходные позиции для конституционного строительства Аргентинской республики» (1852).

Особое место в аргентинской историографии XIX в. занимают труды Эстебана Эчеверрии (1805-1851). Его молодые годы прошли во Франции, и он, конечно же, испытал влияние французской общественной и исторической мысли, идей Сен-Симона. В своих основных работах «Социалистическая доктрина» и «Предпосылки и начало Майской революции» аргентинский мыслитель донес до соотечественников важнейшие принципы утопического социализма, проанализировал возможности создания в его стране демократического общества, базирующегося на исконных аргентинских духовных ценностях. В конце 30-х годов он создал организацию «Молодая Аргентина», ставшую центром прогрессивной интеллигенции.

«Цивилизация и варварство» Доминго Фаустино Сармъенто» (1811-1888). Этот известный аргентинский политик оставил яркий след и в общественной мысли Аргентины. Хотя он сам называл своей лучшей книгой «Воспоминания о провинции», однако самой популярной в мире из его работ оказалась «Цивилизация и варварство: жизнь Хуана Факундо Кироги», написанная в 1845 г. во время ссылки в Чили.

Она вышла в тот период, когда во всех молодых государствах остро дискутировались вопросы о поисках оптимального пути развития и предлагались самые неожиданные его модели. В Аргентине существовало несколько концепций. Одна из них принадлежала ставшему впоследствии главным оппонентом Сармьенто в политической борьбе Бартоломе Митре, утверждавшему, что существовала «предшествующая нация» (возводимая им по существу в культ сакрального явления). На ее основе национальные герои Аргентины Сан-Мартин, М. Бельграно, Б. Ривадавия и возвели каркас современной нации.

Концепция Сармьенто была в корне противоположной. Статическому прошлому Митре он противопоставляет постоянно меняющееся, неопреде - 13

Ленное во многих чертах прошлое, которое по своему усмотрению, а скорее разумению изменяли отнюдь не герои национального масштаба, а местные каудильо, варвары по своей сути, Факундо Кирога, Альдао, эль Чачо и другие. В результате, города - «острова цивилизации» оказались окруженными бесконечной пампой, морем варварства. Майская революция 1810 г. привела к борьбе городов с варварскими ордами пампы. Вывод Сармьенто одназна-чен: Аргентина должна строить свое будущее, опираясь на европейские духовные ценности, сосредоточенные в городах. При этом она не должна пренебрегать и достижениями США в различных областях и по возможности использовать их.

Такой подход к Европе и США как к иконам, на которые надо постоянно молиться, разделялся не всеми известными интеллектуалами Аргентины. X. Баутиста Альберди, например, в 1878 г. опубликовал блестящий полемический памфлет «Путешествие Дневного Света, или Поездки и приключения в Новом Свете». Главный герой этого сочинения, ПРАВДА, устав от лжи и несправедливостей в Европе, направляется в США, где встречается и беседует со знаменитыми литературными героями: Тартюфом, Жиль Бласом, Сидом, Дон Кихотом и др., которые рассказывают ей о фальсификациях демократии в этой стране.

Чили. Несколько ярких историков внесли существенный вклад в чилийскую историографию. Прежде всего речь идет о Хосе Торибьо Медине (1852-1930). Широко известны его фундаментальные труды «Библиотека ис-пано-американа» в 7-ми томах, в которой описаны все книги, опубликованные в Европе о Новом Свете с 1493 по 1810 г. (1897), «Биографический словарь Чили колониальной эпохи» (1906), «История колониальной литературы Чили» (1878). Историк, адвокат, дипломат, он побывал во многих странах и везде стремился максимально использовать возможности для работы в архивах и библиотеках, что свидетельствовало о высоком уровне его профессионализма.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.