Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История населённых пунктов Украины - Страница 12

После освобождения Украины от поляков процесс заселения нов-город-северских земель начался с новой силой. Его активными организаторами были генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей, старо-дубский полковник Лукьян Иванович Жоравко, генеральный хорунжий Иван Афанасьевич Юркевич и другие представители украинской казацкой старшины. Благодаря им на территории нынешнего Середино-Будского района в 1648-1723 гг. возникло около десяти хуторов и сёл: Боровичи, Великая Берёзка, Голубовка, Журавка, Каменка, Красичка, Старая Гута, Стягайловка, Каменский и т. д.

Однако ещё больше населённых пунктов (более 50 хуторов и сёл) украинская казацкая старшина и пришедшее ей на смену украинское дворянство основало в последующие годы, с 1723 по 1859 гг. При этом часть из них возникла на основе различных хозяйственных предприятий и промыслов: буд для изготовления поташа, гут для выработки стекла, руден для добычи железа и т. д. (Рудня, Гутко-Ожинка, Гутка, Шалимов-ка и др.). Заселение середино-будских земель продолжалось и после отмены крепостного права, однако оно не было таким интенсивным, как в дореформенное время.

Территория Середино-Будского района заселялась преимущественно местными жителями. Однако их было недостаточно для интенсивного заселения края, и владельцы вновь образованных слобод, хуторов и сёл привлекали в свои владения переселенцев из других регионов России и Украины, обещая им при этом различные льготы.

Приток пришлого населения в некоторых населённых пунктах был довольно высок и составлял более 50 %. К примеру, в ходе проведения Румянцевской описи Малороссии в селе Старая Гута «назвали себя местными жителями 17 % населения; 19 % прибыло в него из близлежащей Ямпольской сотни, 17 % - из великорусских сёл (в том числе из шереметьевской слободы Михайловки Дмитровского уезда Курской губернии). Остальные 47 % были выходцами из Левобережной Украины, в основном Черниговской губернии. Среди ремесленников встречались уроженцы Почепа, Стародуба, Сум и Харькова»56.

Большинство жителей Серединобудщины того времени составляли «литвины» - представители обособленной этнографической группы восточного славянства, сформировавшейся в XIV-XVI вв. на территории северных районов нынешней Сумской и Черниговской областей, южных районов Брянской области и сопредельных с ними районов Гомельской области57.

Литвины получили своё название от принадлежности к гражданству Великого княжества Литовского и, возможно, являлись прямыми потомками коренных жителей Северщины - севрюков. По мнению некоторых исследователей, литвины относились к «аборигенному «русскому» населению, которое в результате замкнутости сельской жизни в прошлом и отдалённости от больших административно-политических и промышленных центров оставалось постоянным в генетическом отношении со времён Киевской Руси, стойко хранило в себе вплоть до начала ХХ века «русское» самосознание и называло себя людьми «русскими», категорически отмежёвываясь при этом от россиян»58.

Однако не все разделяют эту точку зрения. Одни считают население северных районов Сумской и Черниговской областей смесью трёх славянских народов: русского, белорусского и украинского, другие роднят их с белорусами, придавая им «особый этнографический характер»59, третьи относят к отдельному, совершенно особенному типу, чуть ли не народности древних северян60 и т. д.

Кто из исследователей прав, сказать сложно. Однако, как бы там ни было, литвинам присущи свои особенности в сфере традиций, хозяйства и быта, и они разговаривают на особом диалекте белорусского языка -«северско-белорусском», который, по мнению известного советского языковеда профессора П. А. Расторгуева, содержит в себе основные черты говора северян, населявших когда-то значительную территорию Черниговской, Курской и Полтавской губерний, и схож с языком белорусов Гомельщины61.

Диалект этот сохранился и по сей день: «ён» - он, «яна» - она, «якая» - какая, «нима» - нет, «гаманеть» - разговаривать, «сялята» - в этом году, «летась» - в прошлом году и так далее. Не исчезли и сами литвины. Их потомки продолжают жить на севере Украины, сохраняя обычаи и традиции своих предков. Однако с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.