Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История тангутского государства - Страница 10

24. Еженощно ставил в ряд колесницы — колесницы не помогли^76’.

25. [Ибо его и тангутов?] сила и доблесть были не равны, [и его] сомнения

Углубились*10.

26. Что бы [китайский император] ни делал, не добился успеха, Рар-ту

Противился4, [но] сам еще не добился независимости420.

27. Наша матушка ’ А-мбахш2/ — рода источник3,

28. Серебряное чрево, золотые груди. Доблестное племя не прекращается и именуется Ги-михю22.

29. Дедушка Йа-цхан11 неужто знал это?

30. Корову искал, на границу вышел.

31. После этого [его] сын Нгух-ндех с драконом спарился*2*7 по какой причине?

32. Позднее сыновья и внуки [его] повсюду процветали [и появился] тангут12 Сех-хох23.

33. Еще до рожденья имел [он] два зуба,

34. Вырос, всеми десятью благими знаменьями13 овладел.

35. В сопровождении семи всадников прибыл, чтобы стать императором36,

36. На землеав тангутов7 призвал, кто к нему не пришел?14

37. [Как] ветер промчалась (?)аг священных князей божественная армия,

38. Коня ведя на поводуад, [Сех-хох] усилился, и на этом государство расцвело,

39. [Поэтому] отныне мы— люди, выполняющие церемониал лошади15.

40. Доблестное племя идет на запад, где лики предков2Р.

41. Еще не отложившисьае, не бросив клича, среди захолустных окраин [он] замысел смелый таил16.

42. К иноземцам всех четырех стран света одинаковых3* гонцов послал,

43. Первым среди прочих обратился к мудрецам со словами мира:

44. Землю холить33, злаков не губить,

45. Среди людей земли равно не знать грабежей,

46. [Под] вечным солнцем и вечной луной сраженья и раздоры прекратились и радость пришла!

КОММЕНТАРИЙ

1. В тексте «Гимна» встречаются три слова для наименования тангутов: лхе (строка 1), ми-ниах (миняг) (строки 4 и 36) и мих (строка 32). Два последних этнонима наиболее часто встречаются в тангутских текстах, и их с полным основанием можно считать наиболее распространенными самоназваниями тангутов. Употребление слова мих в качестве самоназвания тангутов впервые было установлено А. И. Ивановым [Ифэнгэ, 1923. Цз. 1. С. 677]. Этноним ми-ниах был расшифрован в тангутских текстах Н. А. Невским [ТФ. Кн. 1. С. 39-40, 75; Кн. 2. С. 135]. Наименование ми-ниах впервые зафиксировано в китайских источниках [Синь Тан шу. Гл. 221 (1) — «Новая история [династии] Тан. Гл. 221А] в форме щщ, по реконструкции Б. Карлгрена mjie jak [Karlgren, № 360, 1125]. Миняг являлось и тибетским наименованием тангутов, верно отражавшим одно из распространеннейших их самоназваний. По мнению Р. А. Штейна, миняг, возможно, были лишь одной из этнических составных частей населения тангутского государства Си Ся (982-1227) [Stein, 1951. Р. 234]. Этноним лхе как самоназвание тангутов зафиксирован в тангутском словаре «Море письмен, смешанные категории» на с. 96: одно из наименований тангутов, название тангутов (буквально «людей мих»). Его можно попытаться очень условно сопоставить с IHe-rNegs тибетских источников. IHe-rNegs упоминаются в связи с Гвопи Той, возможно, предками тангутов [Stein, 1961. Р. 25, 78].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru