Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История тангутского государства - Страница 12

6. Верховья Белой реки — под этой рекой Н. А. Невский подразумевал реку Байшуй (буквально «белая вода»), стекающую с гор Миньшань [ТФ. Кн. 1. С. 47]. Такое отождествление не противоречит и толкованию, данному трем указанным строкам «Гимна» Р. А. Штейном. Таким образом, если мы будем считать северной границей страны тангутов, описанной в «Гимне», реку

Синин, к югу от которой, в междуречье рек Синин и Хуанхэ, течет река Tsho, на берегах которой стоял Каменный город (совр. провинция Цинхай), а южной границей верховья реки Байшуйцзян, на линии (с востока на запад) современных городов Вэньсянь — Жоэргай (провинция Сычуань), то указанная территория довольно точно будет соответствовать той, на которой, судя по китайским источникам, в VII-VIII вв. размещались дансянские (тангутские) племена [Ямамото, б. г. С. 26-27; Кычанов, 1961а. С. 153].

7.Длинных тангутов страна там находится, народ [там] талантливый, высокий, в десять футов [ростом] люди.— В строках 4 и 5 «Гимна» дается характеристика тангутского народа. В тексте подчеркивается, что тангуты были высокорослыми — «длинные тангуты». Высокий рост тангутов не раз подчеркивается и другими источниками. В тибетском сочинении d’Pag-bsam самоназвание тангутов миняг объясняется как «люди с красивыми телами» [Stein, 1951. Р. 229]. В китайских источниках также не раз подчеркивается высокий рост тангутов; император Юань-хао «был круглолиц, с высоким носом, ростом более 5 чи» [Сун ши. Цз. 485, 1935-1936. С. 3786], князь Жэнь-чжун был «высокого роста» [Дай Си-чжан, 1924. Гл. 24. С. 106]. Вильгельм де Рубрук писал: «Среди тангутов я видел людей больших, но смуглых» [Иоанн де Плано Карпини, Вильгельм де Рубрук, 1910. С. 110]. Таким образом, как и отмечается в нашем источнике, тангуты действительно были в глазах современников высокорослым народом.

10 футов, или чи (тангутское чхиах — явно заимствованное китайское слово /у. чи), в данном случае, очевидно, поэтическое преувеличение, так как 1 чи равняется приблизительно 0,32 м. Тангуты, по-видимому, в своей значительной части были близки тому современному антропологическому типу тибетцев, который характеризуется высоким ростом, выступающим носом, долихокефалией. Эгот тип широко представлен и сейчас в древних областях расселения тангутов и родственных им племен — в восточном и северо-восточном Тибете [Журавлев, 1961. С. 86-87].

8. Пятистремянные кони — по-видимому, поэтическая характеристика хороших, породистых коней. Ее происхождение и другие случаи употребления, а также иноязычные аналогии нам неизвестны.

9. Роды и поколения — мух «род», «фамилия», слово, переводимое китайским син, циэр по словарю «Море письмен» [л. 90а], «своя кость», «кровная родня», «близкие родственники по отцу и братьям», т. е. только по мужской линии. Нам кажется, что между мух и циэр у тангутов в глубокой древности было, возможно, то же различие, что и между син и ши ?? у древних китайцев, т. е. первое — это «восходящее к тотему родовое имя», а второе — «патронимическое наименование», общее наследственное имя всех членов группы семей, происходивших от общего предка по мужской линии [Крюков, 1965. С. 16]. Однако следует сразу же отметить, что изучение родоплеменных терминов родства у тангутов требует специального исследования.

10. Р ар-ту — имя предка, отца-прародителя тангутов. Н. А. Невский писал: «Имени Pap-ту мне пока не удалось отождествить ни с одним именем, встречающимся в китайских источниках» [ТФ. Кн. 1. С. 76]. Pap-ту «Гимна» трудно сопоставить с кем-нибудь из реальных предков правящего дома Си Ся, несмотря на множество известных нам из китайских источников имен. Ограничимся пока лишь тем, что укажем на возможную близость Рар фамилии правящего данчанского рода Лян щ. Как известно, данчанские племена также являются вероятными предками тангутов Ся.

11. С а н-м бу х-л о н, он же Сан-волдырь, — предок тангутов, возможно, один из семи сыновей Pap-ту, воевавший с тибетцами. Имя его можно попытаться сопоставить с именем Сифэн Бу-лая  si  piwong b’uo lai [Karlgren.

№ 1241, 11971, 73, 272e], хотя китайские источники ни слова не сообщают о борьбе Сифын Бу-лая с тибетцами [ЦТШ. Цз. 198. С. 1651].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru