Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История тангутского государства - Страница 14

22. Ги-мих — правящий род тангутов. В китайских источниках известен как Вэймин и Тоба. Насколько нам известно, фамилия Тоба еще ни разу не зафиксирована в тангутских источниках. О Вэймин см.: [Кычанов, 19646].

23. Дедушка Йа-цхан — предок тангутов, возможно, муж (или сын?) матушки ’А-мбах. Может быть, его можно попытаться сопоставить с государем минягов gYu-rce [Stein. Recherches. P. 191]. О нем говорится, что он искал корову. Легенда о корове известна и в тибетских преданиях [ibid. Р. 202], а также в легендах древних тюрок (информация получена от Ю. А. Зуева).

24. Н г у х-н д е х — предок тангутов, сын деда Йа-цхана. О нем говорится, что он «спарился с драконом». Он же прародитель Сех-хоха. Из тибетских источников известно, что отец Сех-хоха был змеем-демоном, а мать — демо-ном-людоедом [Stein, 1951. Р. 240]. Нам кажется, что в тексте «Гимна» мы имеем дело с отзвуком этой легенды, известной уже из тибетских источников.

25. С е х-х о х, или Ц и х-х о х (имеется два очень сходных по написанию, но различных по звучанию знака сех и  цих), — основоположник правящей тангутской династии, лицо, хорошо известное в тибетских источниках как Se-hu, Se’u — сын змея-демона и демона-людоеда [ibid. Р. 240]. В «Гимне» сообщается, что он стал императором тангутов и родился с двумя зубами. В «Истории [династии] Сун» также сообщается, что у первого тангутского императора Цзи-цяня еще до рождения прорезались зубы [Сун ши. Гл. 485. С. 3748].

Это дало Н. А. Невскому полное основание считать Сех-хоха и Цзи-цяня одним и тем же лицом [ТФ. Кн. 1. С. 76]. Имя Цзи-цяня ($Цз1| ki ts’jan, [Karlgren. № 1241, 206], даже если принять чтение его имени в тексте «Гимна» как Цих-хох, не совпадает с оригинальным тангутским именем первого госу-

Даря Си Ся. То, что Цзи-цянь был первым тангутским императором и что рассказ о его рождении также сопровождается легендой о зубах, которые прорезались еще до рождения, дает очень веские основания для сопоставления Сех-хоха и Цзи-цяня.

Но мы заметим, что если исключить легенду о зубах, то право на отождествление с Сех-хохом имеетиТоба Сы-гун  si  kung [Karlgren. № 973,1182]).

Основания для попытки такого сопоставления следующие: 1) имена Сы-гуна и Сех-хоха довольно близко совпадают, 2) Сы-гун тоже может считаться основоположником правящего дома Си Ся, ибо именно со времени его правления тан-гуты дома Тоба стали ванами и цзедуши армии Диннань, полусамостоятель-ными, а зачастую фактически и самостоятельными, правителями будущих центральных областей государства Си Ся. Действительно, в 873 г. Сы-гун завладел городом Сячжоу и объявил себя его правителем. Затем он отличился во время подавления народного восстания в Китае, предводительствуемого Хуан Чао, и в 881 г. был назначен цзедуши армии Диннань (военным генерал-губернатором округов центрального и южного Ордоса), а затем в 884 г. получил титул вана Ся, т. е. первого князя будущего государства Си Ся. Начиная с Тоба Сы-гуна управление центральным и южным Ордосом и должность цзедуши стали наследственным правом дома Тоба. Мы не оспариваем отождествления Н. А. Невским имени Сех-хох с Цзи-цянем, а лишь указываем на тот факт, что, не будь легенды о зубах, претендентом на отождествление с Сех-хохом с неменьшими основаниями был бы и Тоба Сы-гун.

26. Десять благих знамений — десять счастливых предзнаменований, предрекавших необычное будущее ребенка. Образ заимствован из буддийских представлений [Бяньвэнь о Вэймоцзе, бяньвэнь «Десять благих знамений», 1963].

27. В сопровождении семи всадников прибыл, чтобы стать императором. На земле тангутов призвал, кто к нему не пришел?—Семь всадников сопровождали Сех-хоха, у Pap-ту было семь сыновей. Эти совпадения неслучайны и, вероятно, говорят о включении буддийских элементов в тангутские предания. Семь сыновей известны в притче Nirvana sutra [Soothill, 1937. P. 11], семь всадников, семь разбойников упоминаются в Гэсэриаде, легенда о семи всадниках существует и независимо от эпоса о Гэсэре [Stein. Recherches. P. 140]. Упоминание о семи всадниках, сопровождавших Сех-хоха, возможно, только относит эти легенды в глубь веков.

Как известно, в 982 г. с группой своих единомышленников Цзи-цянь бежал из города Иньчжоу в степь и поднял тангутов на борьбу за независимость, так как его брат Цзи-пэн в том же году из-за ссоры с родственниками подарил все тангутские земли сунскому двору. Тангутские племена охотно поддержали Цзи-цяня в борьбе с Сунами. Именно эти события, по-видимому, и описываются в строках 35-36 «Гимна».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru