Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Турции - Страница 4

Мухаммед Али добивался, чтобы европейские государства имели в Египте не консулов, а полномочных представителей. Его столица Каир начала конкурировать с Константинополем как политический центр на Ближнем Востоке (133, с. 147]. Некоторые авторы даже утверждают, что Мухаммед Али и Ибрахим-паша задумывались над тем, чтобы объявить Каир столицей халифата. Свои претензии они подкрепляли тем обстоятельством, что свяшенные мусульманские города Мекка и Медина находятся под их властью (99, с. 140; 133, с. 155—156]. .

Итак, можно утверждать, что фактически Мухаммед Али был полным Хозяином в своих обширных владениях, независимым от Порты. И все же он ощущал непрочность своего положения. Ведь султан мог в любой момент отобрать у него пашалык. Мухаммед Али был, конечно, в силах не подчиниться такому решению султана. Но в таком случае он был бы объявлен мятежником, подлёжащим казни, — «ферманлы». В глазах своих мусульманских подданных он выглядел бы как самозванец, мятежник, восставший против султана-халифа.

Мухаммеда Али мучила мысль о том, кто будет его преемником в качестве паши Египта. Области, которыми он управлял, были ему даны лишь в пожизненное владение. Сыновья его не имели на них никаких прав. Могло случиться, что плодами многолетней борьбы Мухаммеда Али воспользуется кто-нибудь из стамбульских пашей, которых он презирал и ненавидел. Обширный египетский пашалык, возможно, будет разделен между несколькими пашами — султан не терпел крупных управителей провинций и не допускал сосредоточения в одних руках больших территорий.

Уже в 1833 г. Мухаммед Али стал настойчиво просить султана предоставить ему наследственные права владения на управляемые им области^ На этот раз хМухаммед Али ставил перед собою цель создать фактически * независимое арабское государство. Об этом он вел переговоры «со всеми влиятельными родами Багдада — города, на который смотрят как на центр арабского населения, а также со всеми племенами Месопотамии» [17, с. 165; 99, с. 139—140; 70, с. 95]. Вместе с тем Мухаммед Али не стремился к полному отделению от Османской империи.

Мухаммед Али иногда заявлял о своем желании отделиться от Турции. О таком намерении он сообщил французскому, австрийскому, британскому дворам еще в сентябре 1834 г. [80, с. 421]. Свое стремление отложиться от Турции Мухаммед Али мотивировал несговорчивостью султана [51, с. 64].^ 25 мая 1838 г. он сказал английскому полковнику Кэмпбеллу, что его, паши, преклонный возраст, будущее его детей заставляют его настаивать на независимости Египта.

То же самое некоторое время спустя он сказал представителям Франций и России [51, с. 73]. Но через несколько месяцев в ответ на заявление генерального консула Франции Кошеле, сделанное^ 15 августа, о том, что его правительство никогда не признает независимости Мухаммеда Али, последний ответил: «Я надеюсь на благоприятное разрешение вопроса о праве наследства и удовлетворюсь этим, если оно будет достигнуто путем дружественного взаимопонимания» [51, с. 78—79].®

Несомненно, прав К. М. Базили, который писал: «Кто поближе следил за дипломатическими приемами Мухаммеда Али во всех его переговорах с Портой и с европейскими державами, мог убедиться, что все его возгласы о независимости, все ги-

4  Автор приводимых здесь сведений о позиции Мухаммеда Али по отношению к Османской империи граф Прокеш-Остен в течение двадцати лет занимал пост австрийского интернунция (посланника) в Константинополе, поэтому его данные по столь важному вопросу заслуживают особого внимания как сведения непосредственного и заинтересованного наблюдателя.

5  Подробное рассмотрение вопроса о том, намеревался ли Мухаммед Али создать независимое арабское государство, выходит за рамки нашей работы. Отметим лишь, что он был далек от мысли считать себя руководителем арабов. Он называл себя турком, его родным языком был турецкий, в быту он вел себя как турок [133, с. 155]. В отличие от своего отца, Ибрахим-паша считал себя арабом, поощрял арабских патриотов и сознательно стремился к созданию арабского государства [133, с. 154—155].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.