Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История военного искусства XVI — XVII вв - Страница 1

ЕЛ. РАЗИН

ИСТОРИЯ

ВОЕННОГО

ИСКУССТВА

XVI - XVII вв.

ПОЛИГОН • ACT

Санкт-Петербург • Москва

MCMXCIX

УДК 355.4 ББК 63.3.0 Р17

Разин Е. А,

Р17 История военного искусства XVI - XVII вв.

С.-Пб.: ООО “Издательство Полигон”; 1999. - 736 с. ISBN 5-89173-041-3 (XVI - XVII вв.)

ISBN 5-89173-038-3

ISBN 5-89173-041-3 [XVI -- XVII вв. ) ISBN 5-89173-038-3

) АО “ПОЛИГОН”, 1994 ) ООО “ Издательство Полигон”, 1999, с изм. ) Зарубина И. В., художник обложки

ПРЕДИСЛОВИЕ

Boeiffloe искусство мануфактурного периода истории (вторая половина XVI-XIX вв.) развивалось прежде всего в войнах буржуазно-революционных и антифеодальных, а также в войнах за воссоединение и национальную независимость государств. Некоторое значение имели и так назьшаемые кабинетные войны. В течение этого периода создавались регулярные национальные армии и военно-морские флоты, оформлялась военная наука, уже расчленявшаяся на само-с'гоятельные отрасли военных знаний, вьщелялась в специальную дисциплину и военная история. Воетое искусство I іанного периода истории в своем развитии проышо три ос-IІОВНЫХ этапа: первый - этап становления (вторая половша X Vl-XVn вв.), второй - этап развития (ХУШ в.) и третий -) I ап классических форм (XIX в.).

Третий том «Истории военного искусства» включает исследование вооруженной оргаішзацйй, военной науки и военного искусства первого этапа - второй половины X VI-XVII вв. Это был период первых буржуазных революций, изменявших состав, характер и численность армии, век развития мануфактурной промьппленности, яв-нившейся основой производства огнестрельного оружия в массовом для того времени количестве для вооружения постоянных регулярных армий и военно-морских флотов. Массовое оснащение армий огнестрельным оружием оказало огромное влияние на развитие военного искусства, явилось одной из причин развития линейной тактики, в соответствии с которой войска располагались равномерно по фронту и вели бой в линиях. Исход сражения стал решаться не только атакой живой силы, но и мощью пехотного огня.

Периодизация явлений природы, общества и развития человеческого мышления не является произвольным субъективным творчеством того или иного автора. Научная периодизация отражает объективный процесс исторического развития, показъшает его последователънъю стадии, ступени. Она помогает понятъ действительный процесс развития, проникнуть в глубь данного явления, познать его законы.

Периодизация должна отражать специфику явлений и быть единой в данной отрасли знаний. Степень ее разработки показывает теоретический уровень того или иного раздела науки.

Стратегические усилия воюющих сторон в XVII в. сводились к тому, чтобы по возможности избежать сражений и вьшграть войну путем искуссного маневрирования на коммуникациях противника, а также блокадой и захватом его крепостей. Принципы военного искусства в армиях феодально-абсолютистских государств были изложены в сочинениях А. Тюренна (Франция), Р. Монте-кукколи и Евгения Савойского (Австрия), Фридриха II (Пруссия), Г. Ллойда (Англия) и др.

В адрес автора поступил ряд критических замечаний по проблеме общей периодизации истории военного искусства. В введении ко второму тому уже отмечалось, что в данном вопросе мы исходим из основных периодов войны, которые определяются изменениями способов организации ее ведения, не возводя военное искусство в функцию общественно-экономических формаций. Теперь следует сказать о других моментах этой же проблемы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.