— Царя Берендея играет Качалов!
— Нет, его фамилия Шверубович!
— Так или иначе, он из Казани, — настаивал кто-то.
— Нет, из Петербурга!
— Наверно знаю, он родом из Вильны.
— Ему только двадцать четыре года...
— Сложная роль Берендея ему не по силам! — утверждало большинство. — Только неопытностью Станиславского и Немировича-Данченко можно объяснить такой риск... Ох, уж эти экспериментаторы!
У театрального подъезда дебаты бывают хоть и горячи, но неизбежно коротки. Третий звонок призывает в зал самых заядлых спорщиков. Правда, в других театрах можно чуть опоздать. Кое-кто даже видит известный шик в том, чтобы пробираться между рядами, когда в зале погас свет и уже поднимается занавес.
Однако в Художественно-Общедоступном театре заведены свои строгие порядки. Ради сохранения творческой атмосферы после третьего звонка никто не допускается в зал. Запрещены также аплодисменты во время действия. Кстати, тут введено и такое новшество: занавес не поднимается, а раздвигается.
Итак, третий звонок прозвучал. Спектакль начался...
Колдовской силой обладает театр. Волшебные крылья его уносят зрителя в чудесный мир воображения. Иллюзорный мир? Да! Однако переживаемое в нем порой кажется более жизненным, ясным, глубоким, чем то, что человек видит, знает, чувствует в своей обыденности.
Не потому ли так неотразимо манит театр? Зритель сочувствует героям на сцене, радуется их радостям, переживает вместе с ними горе, вдохновляется подвигами, осуждает порок.
Всемогущи театральные страсти! Сценические образы, рожденные талантом и вдохновением актеров, обретают плоть и кровь, находят свою зримую, зем ную судьбу. Так художественный вымысел становится живой правдой.
Актер — кудесник, властитель дум покоряет ум и сердце зрителей. Но есть и другая, непостижимая тайна власти артиста.
Талант. Вдохновение. Обаяние.
Богатством этим молодой артист — старый царь Берендей покорил зрителей «Снегурочки».
Спектакль подходил к концу.
Лучи вешнего солнца прорезали туман. Красавица Снегурочка, возблагодарив мать Весну за сладкий сон любви, растаяла со словами счастья на устах: «Люблю и таю, таю...»
Суровый Мизгирь взбежал на Ярилину гору и бросился в бездну хрустального озера.
Благостный, лучезарный царь Берендей, окруженный гуслярами, бирючами, берендеями, похожий на призрачное видение, обратился к народу:
Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут. Солнце знает,
Кого карать и миловать Свершился Праведный суд!
Точно музыка, льется голос артиста. Звук его то подобен певучему органу, то замирает, как пастушьи свирель. Он покоряет какими-то скрытыми в нем ча рующи. ми ногами.
Вмешательство Мороза прекратилась.
Изгоним же последний стужи след Из наши. х душ и обратимся к Солнцу.
Царь Берендей смолк. Хор подхватил его славу Солнцу, краше которого ничего нет на свете. А серебряный голос артиста будто все еще льется со сцены. Незабываемый. Волнующий. Проникающий в самое сердце.
Сколько мягкости, благородства, патриархального величия в царе Берендее! Не верится, что этого удивительного старца, будто сошедшего с картины византийского письма, играет очень молодой актер.
Тяжелый серый занавес сомкнулся. В зале тишина. И вдруг аплодисменты шквалом обрушились на сцену, проникли за кулисы, разнеслись во всех уголках театра.
Зрители устремились к рампе. Рукоплескания, вызовы, крики «браво!» слились в тот необычный восторженный шум, который никогда и нигде не счи-тае^ся нарушением общественной тишины и покоя, а означает лишь полное единодушие.
Было бы неверным думать, что успех выпал только на долю Качалова — Берендея. Публика жарко приветствовала и других участников спектакля. Но в том не было новости. Многие артисты молодого театра к таму времени уже успели завоевать признание взыскательных московских зрителей.